Что мешает набрать номер «Телефона доверия»?

14 мая 2015

Не успели мы завершить упражнение, как в телефонной трубке раздается: «Ура! Все хорошо! Спасибо!». Гудки… Какой барьер преодолел подросток, примет ли новую установку, найдет ли возможность выбора – это осталось для меня тайной. Тут же следуют еще три звонка, как будто ребята выстроились в очередь. Дежурство началось…

Подростки порой звонят на «ТД», чтобы пошутить, устроить розыгрыш, а иногда и нецензурно выразиться. Обращений много, но что-то мешает им озвучить проблему. Что с ними происходит? Не считают проблему настолько серьезной, чтобы обратиться в профессиональную службу, или не могут ее сформулировать?

Опыт подсказывает, что у подростков существует барьер «первого шага» при вступлении в контакт и отсутствие практического опыта начала разговора с психологом.

Наш «Телефон доверия» – это телефон экстренной психологической помощи. Не надо путать его с «Телефонами доверия» ФСБ, УМВД, ГИБДД... Кроме того, вряд ли органы будут тратить время для того, чтобы послушать чьи-то личные проблемы (например, что кто-то с кем-то поссорился или кто-то кого-то любит и хочет построить отношения). Самое главное – человек, который обращается за консультацией, не называет ни фамилии, ни адреса, он может не называть места учебы и работы, не называть имен близких. Тогда чего вы боитесь? Ко всем этим блокировкам у подростков прибавляются еще и специфические. Возрастные: неумение разговаривать о чувствах, более того, неумение понять чувства. Мешает предшествующий негативный опыт общения со взрослыми (непонимание, отсутствие интереса к переживаниям ребенка, жестокое обращение). Подростки считают, что обращение за помощью ко взрослым является признаком «детскости», в то время как их возрастной особенностью является желание отделиться, повышенное стремление к самостоятельности.

* * *

Предлагаю инструкцию:

1. Поздоровайтесь и удостоверьтесь, что вы попали на «Телефон доверия».

2. Можете не называть имени (а можете и назвать, если хотите).

3. Сообщите о цели звонка, например: «У меня есть проблема и я хотел бы с ней разобраться» или «У меня возникли кое-какие вопросы. Мне хотелось бы обсудить их с вами».

4. Выслушав согласие консультанта, начните излагать суть проблемы.

5. Консультант будет задавать вопросы, на которые лучше отвечать искренно.

6. Вместе проанализируйте ситуацию, подумайте, как лучше разрешить проблему; если понадобится, психолог сообщит вам некоторые аспекты вашей проблемы, поэтому хорошо бы приготовить на всякий случай блокнот и ручку.

7. Учтите, что психолог не волшебник, он не решит за вас проблему, но он поможет взглянуть на нее по-новому и найти возможности для ее разрешения; кроме того консультант может обратить внимание на психологические нюансы и закономерности, о которых вы не догадывались.  

Бояться, что психолог начнет «воспитывать» и «учить жить», не стоит. Задачи психологического консультирования в другом:

- помочь разобраться в себе;

- показать возможность выбора;

- наметить пути выхода из проблемной ситуации;

- предоставить психологическую информацию.

* * *

Ложные установки, мешающие набрать заветный номер:

1. Подростки думают, что обращаться за помощью – признак слабости или глупости: Странно, что никто не считает слабостью или глупостью обращаться за помощью к профессиональному юристу, врачу, стоматологу, портному или парикмахеру. Душа человека не менее значима, чем тело, зубы, внешний вид! Признать наличие проблемы и предпринять шаги для ее решения с помощью специалиста – показатель интеллекта и душевной силы.

2. Подростки думают, что психолог – для больных и «психов». Психологи работают только со здоровыми людьми.

3. Подростки считают, что раскрывать чувства стыдно. По телефону есть возможность рассказать обо всем, что тревожит, и получить профессиональную помощь, оставаясь неузнанным.

4. Подростки не умеют разговаривать о своих чувствах, думают, что никто не сможет понять их проблемы. Психолог поможет выразить чувства, облегчить эмоциональное состояние, профессионально разберется в проблеме.

5. Подростки боятся говорить о своей проблеме, потому что это больно. Когда проблема решена, боль уходит. Но если избегать решения проблемы, то боль может стать хронической.

6. Подростки боятся, что телефоны прослушивают.

Наталья Альбертовна Творогова, социальный педагог

Газета «Городские Известия» № 3696 от 14 Мая 2015

form-close

Форма обращений

form-icon