Насилие в школе

31 марта 2014

Психологам, работающим с детьми, нередко приходится становиться свидетелями различных конфликтных ситуаций, возникающих и между учениками, и между педагогами… Напряженная школьная жизнь для некоторых детей бывает трудна. Психолог мог бы разрешить многие конфликты, но не все родители обращаются к нему. Тема очередной «прямой линии» была предложена читателями. С ними общались заместитель директора центра диагностики и консультирования «Гармония» Елена Полонская и психолог Валентина Разенкова.

– Я не буду представляться, но мне нужен ваш профессиональный совет. Мой внук постоянно приходит из школы с синяками. К кому по этому поводу обратиться, чтобы не сделать хуже для мальчика? Я пробовал разговаривать на эту тему с классным руководителем, но, в общем-то, из этого ничего не получилось.

– А вам известно, откуда синяки? От драки с учащимися, от случайных ушибов на уроке физкультуры, на перемене?

– Предполагаю, что это «мальчишеские разборки». Дело в том, что сам внук мне ничего по этому поводу не говорит. У них это в норме. На мой взгляд, если это — каждый день, то, может быть, и он кому-то синяки ставит? Но в любом случае — это непорядок.

– Абсолютно с вами согласна. Здесь вопрос в том, как на это реагирует классный руководитель. Вы правы, обращаясь к учителю. Насколько он владеет ситуацией, как дети строят отношения друг с другом? Об этом он обязан поговорить с родителями или представителями ребенка. Если такой информации нет, вы имеете полное право обратиться к администрации школы, в том числе и в письменной форме. В данном случае нарушается основная потребность ребенка — в безопасности в образовательном учреждении.

– Но здесь нужны такие действия, чтобы не пострадал при этом мой внук. А кто гарантирует, что учитель, завуч, директор, или кто-то еще не сделает это достоянием всех остальных учеников класса?

– Именно боязнь родителей, их опасения позволяют процветать в школах насилию любого уровня. Чем смелее папы и мамы будут защищать права собственных детей и свои права в образовательных учреждениях, тем скорее мы можем искоренить это явление.

– У меня конкретный вопрос, и хотелось бы услышать конкретный ответ: могу ли я, скажем, на имя директора написать заявление, в котором попросить разобраться в этом деле инкогнито. Или же он соберет педагогический или родительский совет и начнет обсуждать ситуацию не обезличенно, а конкретно. Этого я и опасаюсь.

– Нам, представителям центра «Гармония», эта ситуация знакома. Родители обращаются к нам с похожими вопросами. Вы имеете право обратиться к администрации школы с заявлением, в котором подчеркните свою просьбу разобрать ситуацию инкогнито, только с ее участниками, чтобы вопрос не стал достоянием широкой школьной общественности.

– И в течение какого времени должны отреагировать на мое заявление?

– По законодательству вы должны получить ответ не позднее 30 дней со дня обращения. Если вы обратились письменно, вам о принятых мерах и ответить обязаны в письменной форме. Если будут нарушены ваши права в отношении конфиденциальности или разглашена информация, заведомо порочащая репутацию ребенка, или в отношении вашего ребенка будут приняты какие-то меры угрожающего характера (словами или действиями), вы имеете право обратиться в органы защиты прав несовершеннолетних, в комиссию по делам несовершеннолетних округа или в прокуратуру.

– А если решения или принятые меры со стороны директора меня не устроят, какова следующая инстанция, куда я могу обратиться?

– Комитет образования города Курска.

– Не секрет, что в речи некоторых подростков и молодых людей нет нормальных слов, а лишь сплошная нецензурщина. Порой страшно даже делать замечание, столь они агрессивны. Что делается в школах, чтобы приучить детей разговаривать на нормальном русском языке?

– В этом случае ответственность за поведение детей, скорее, лежит на семье. Видимо, там применяются такие выражения. Часто подростки используют те речевые обороты, которые приняты в их неформальной группе. Брань для них — признак взрослости, особенно если эти слова направлены к взрослому человеку или звучат в его присутствии. Если рядом с вами звучит мат, то это можно рассматривать как психологическое насилие. За это отвечает общество в целом своей терпимостью к этому явлению. Наказание регламентируется Административным кодексом, где указано, что ответственность за поведение детей лежит на родителях. Лица старше 18 лет отвечают за свои поступки самостоятельно.

– А чтобы пресечь нецензурщину, какие-то программы в Курске есть?

– В школах есть программы по духовно-нравственному воспитанию и развитию детей, использование нецензурных выражений однозначно не поощряется.

– С вашей точки зрения, можно такое поведение подростка оставлять безнаказанным?

— Нельзя делать вид, что вы не замечаете. Обязательно нужно говорить, что такое поведение вас оскорбляет, и вы готовы отстаивать свои права. Наши психологи летом работают в лагере «Спасатель» для подростков, состоящих на учете в милиции, в школе, то есть, с несовершеннолетними правонарушителями. И первое, с чем приходится сталкиваться, это именно нецензурные выражения. Нельзя проходить мимо ругающихся ребят. И если каждый взрослый будет говорить об этом, то воспитательное воздействие будет более эффективным. Мне довелось работать в русско-французском проекте по ювенальной юстиции. Во Франции принято говорить, что чужих детей не бывает. Когда наше общество будет готово к такому же отношению, (ведь дети на улице — это часть нашего общества), тогда и ответственность детей вырастет. Если родители и школа не выполняют своей функции, то мы получаем агрессивное детское сообщество с неудовлетворенными базовыми потребностями в безопасности, доверии и любви. Когда на негативные проявления будем больше реагировать, то получим более здоровое общество.

– Ну, кто бы возражал? Да вот только в прошлом году в подъезде за такое замечание были жестоко избиты муж с женой.

– Каждая ситуация своеобразна. Вначале следует, конечно же, определить степень безопасности для себя, своих близких. Если что-то угрожает вашей жизни или здоровью — воздержитесь, обратитесь в правоохранительные органы. Они должны стоять на защите прав законопослушных граждан. Если дети несовершеннолетние — за них полностью несут ответственность родители, а с 14 лет частичную уголовную ответственность — они сами. К сожалению, в некоторых семьях сейчас очень низкий воспитательный потенциал. Они не способны воспитывать своих детей, даже внешне являясь благополучной семьей.

– Скажите, пожалуйста, появление в школах охранников принесло положительные результаты? Входит ли в обязанности секьюрити смотреть за порядком вокруг школы? Если, например, подростки отнимают деньги у малышей, обязана ли охрана вмешаться в эту ситуацию?

– Да, если это предусмотрено должностной инструкцией. К сожалению, идя к правовому государству, мы умудряемся стать теми, кто будет выполнять только то, что предусмотрено инструкцией, и больше ничего. С одной стороны – правильно, но здесь, скорее, вопрос личной ответственности взрослого человека, который вмешивается и защищает права слабого. Плоды от появления охраны в школах есть — проникнуть постороннему человеку стало затруднительно. В учебное время двери закрыты, посетителей пропускают по паспортам или пропускам. Однако бывают случаи, когда сотрудник охранного предприятия находится на рабочем месте в нетрезвом виде.

– Вопрос подбора кадров в образовательное учреждение (как педагогических, так и обслуживающего персонала) актуален ли сегодня?

– Конечно. Не существует требований профессиональной пригодности к педагогической деятельности, достаточно диплома об образовании. По закону, нет оснований отказать в работе в школе, даже если у человека явно выражены особенности, мешающие педагогической деятельности (низкий уровень стрессоустойчивости, эмоциональная нестабильность, неадекватные реакции на детские спонтанные проявления, отсутствие знаний возрастной психологии). Факт насилия над учеником уже имел место, а учитель продолжает работать, так как нет судебного решения. Вопрос еще и в низком контроле, корпоративном сговоре, русской привычке «сор из избы не выносить». Поэтому проблемы эти и живут. Когда подобные факты становятся достоянием общественности, возможно более скорое решение проблемы.

Начальная психологическая подготовка сейчас введена для специалистов всех вузов. Мы все находимся в обществе, друг с другом соприкасаемся. Элементарные знания психологии общения необходимы в любой профессии.

Бездействие родителей очень часто на руку школе. Нередко незащищенность детей проявляется в девиантном поведении, агрессия ищет выход – отсюда битые стекла, надписи на школах об учителях, в том числе нецензурные. А в конфликты «ученик-ученик» вовлекаются семьи целиком, которые начинают обвинять друг друга, администрация бездействует, инциденты заканчиваются судебными тяжбами. Нам известен случай, когда девочка оказалась обвиненной в том, что защищала себя. Родители другой стороны оказались более активными, и дело закончилось в суде. Кстати, девочка, которая пострадала, была сиротой.

– Администрация одной из школ в принудительном порядке заставляет детей посещать кинотеатр «Родина». Этот «очаг культуры» находится в антисанитарном состоянии. Случалось, по зрительному залу пробегали мыши, дети во время киносеанса их пугаются, визжат. В плохом состоянии сиденья зрительного зала — я сама порвала юбку. Там ужасный туалет. Родители звонили в разные инстанции, просили навести в кинотеатре порядок, но «воз и ныне там». Имеют ли право учителя принуждать учеников к посещению этого кинотеатра?

– Все внеучебные мероприятия школы отражены в плане воспитательной работы. Каждый родитель имеет право ознакомиться с этим планом и решить, на пользу его ребенку эти мероприятия или во вред. Действовать следует всегда, исходя из интересов ребенка.

ххх

Комментарий психолога:

Несмотря на то, что тема насилия остается актуальной, звонков на «прямую линию» поступило гораздо меньше, чем мы ожидали. Есть интерес к теме, но при этом люди переживают за своих близких, боясь им навредить.

Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения детей, который не зависел бы от их семейных условий. Значительное влияние на личность подростка оказывают его взаимоотношения с родителями. Когда ребенок из неблагополучной семьи попадает в школу, отношения педагогов с ним нередко сводятся к стремлению пресечь плохое поведение, а не устранить порождающие его причины. Неумение, а подчас и нежелание взрослых увидеть сложные душевные переживания детей, вызывают своеволие, грубость в отношениях с учителями. Хотя причина часто не в испорченности ребенка, а в сложившейся психотравмирующей ситуации, из которой ему трудно найти выход. Заканчивается тем, что на него навешиваются ярлыки: «двоечник», «хулиган», «бестолочь».

В центр «Гармония» обращаются родители по поводу детских психических травм, полученных в образовательных учреждениях, мы работаем с последствиями этих травм. Факты психологического насилия труднодоказуемы. Это и запирание ребенка в шкафу на уроке, чтобы не мешал, принуждение пить холодное молоко в столовой, высмеивание и оскорбление в присутствии сверстников и принуждение детей отвергать неудобного ученика, битье линейкой по рукам за ошибки в тетради… Да и дети часто бывают жестоки к учителям, их человеческим слабостям.

Людмила Кутыкина

Статья

form-close

Форма обращений

form-icon