Поэму продолжает «Комсорг»

06 ноября 2008

Комитет образования и науки Курской области, Курский государственный университет и кафедра психологии университета провели конкурс, посвящённый 120-летию со дня рождения талантливого педагога и учёного Антона Семеновича Макаренко. А его «Педагогическая поэма» многие годы была учебником жизни для воспитания подрастающего поколения. Есть что позаимствовать из его практики и в наши дни.

Своей деятельностью Макаренко отстаивал идею динамического единства жизни и воспитания, он был убеждён, что на формирование мировоззрения и личности ребёнка решающее влияние оказывает социальная среда, условия труда, быта и отдыха.

В настоящее время к оценке деятельности А. С. Макаренко немало противоречивых подходов. В них, на наш взгляд, проявляется больше эмоций, чем глубокого анализа. Часто его теоретическое наследие носит конъюнктурный характер. Между тем самая высокая оценка деятельности педагога – это реальные результаты его труда. А они у А. С. Макаренко впечатляющие. Ни один из его воспитанников не попал в тюрьму, ни один из них не стал предателем Родины в годы Великой Отечественной войны. А их было свыше четырех тысяч человек, многие из них награждены орденами и медалями, были и Герои Советского Союза.

Думается, что это и есть высшее признание, которого может быть удостоен педагог в оценке эффективности своего теоретического и практического вклада, тем более в воспитании «трудновоспитуемых» детей и подростков.

Утратило ли в наше время положение А. С. Макаренко о том, что воспитание личности должно осуществляться на основе заказа общества? Можно однозначно сказать – нет. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» говорится о необходимости широкой его поддержки со стороны общественности, активной роли государства в этой сфере... Нашему обществу, как и в начале ХХ века, также нужны люди, каждый из которых мог бы сказать: «Я хочу быть счастливым человеком, но самый верный путь, если я так буду поступать, чтобы все остальные были счастливы. Тогда и я буду счастлив...» Это высокое нравственное начало особенно важно теперь, когда мы испытываем дефицит доброты, сочувствия, сострадания.

В Курской области идеи А. С. Макаренко не только используются в системе образования и научной деятельности кафедр психологии и педагогики, но и являются предметом научного исследования с целью их дальнейшего развития. Профессор Л. И. Уманский со своими учениками, создавая в 1961 г. первую в нашей стране психологическую школу молодежных лидеров «Комсорг», как бы продолжили «Педагогическую поэму» А. С. Макаренко на современном этапе.

Сегодня «Комсоргу» 47 лет, за это время он подготовил более 37 тысяч способных организаторов для различных сфер народного хозяйства и продолжает усиленно развиваться благодаря усилиям С. Марковой, К. Никулина, А. Лободы и других энтузиастов. На основе опыта «Комсорга» и научных идей, обеспечивающих его уникальность и успешность, в области создана целая сеть профильных детских центров – «Монолит», «Вертикаль», «Спасатель», «Диалог», «Магистр», в которых подростки и юноши не только хорошо отдыхают, но и получают успешное личностное развитие. Не случайно бывший комсорговец профессор В. Пашин утверждает, что в Курске «приведены в действие принципы Макаренко».

Вот почему конкурс нашел самый живой отклик. В нем приняло участие около 60 человек из Курска и районов области. Большинство конкурсных работ отличает психолого-педагогическая грамотность, умение применять идеи А. С. Макаренко на практике, творческое понимание наследия великого педагога.

Победителями конкурса стали: среди педагогов-психологов – Вороненко Галина Владимировна – МОУ «Коммунарская средняя общеобразовательная школа Беловского района, Пилипенко Владимир Евгеньевич, Полонская Елена Леонидовна – МОУ «Центр диагностики и консультирования «Гармония» г. Курска; среди учителей – Радзевич Николай Николаевич – преподаватель – организатор МОУ «Поныровская средняя общеобразовательная школа». Среди учащихся – Мария Сапрыкина, Елена Булгакова, Евгения Лысенко, Дарья Метальникова из МОУ Касторенская средняя школа № 1, Анна Секишева, Елена Суханова – ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 27 г. Курска, Евгений Чирочкин – МОУ «Кобыльская средняя общеобразовательная школа» Глушковского района. Среди студентов – Екатерина Тарасова, Наталья Чаплыгина – факультет педагогики и психологии КГУ. Среди преподавателей вузов – профессор Акатов Леонид Ильич, доценты – Сарычев Сергей Васильевич, Лобков Юрий Леонидович, директор ООО «Санаторий им. Дзержинского» Воронежской области, кандидат психологических наук Скурятин Виктор Иванович.

Конкурс отразил не только интерес работников системы образования региона к творческому наследию великого педагога, но и стал ориентиром для дальнейшего раскрытия творческого потенциала его участников – психологов, педагогов студентов и учащихся.

Алексей Чернышев - зав. кафедрой психологии Курского государственного университета,
профессор, один из основателей «Комсорга».

Статья

form-close

Форма обращений

form-icon