Сохранить ощущение праздника

15 декабря 2016

Близятся новогодние праздники, и, значит, малышей ждут утренники, хороводы вокруг елки, встреча с Дедом Морозом и подарки. Но долгожданные торжества порой бывают омрачены обманутыми ожиданиями, получением не того подарка, что хотелось, или просто страхом публичных выступлений. Как подготовить ребенка (и себя) к праздникам, чтобы ничто не испортило новогоднего настроения, мы узнали у психолога центра «Гармония» Юлии Кашиной.

Главное – радость

– Юлия Егоровна, с какого возраста стоит вести малыша на утренник, и как быть, если дома он радуется празднику, а в обществе боится отойти от родителей?

– Как правило, ребенок готов к социуму после трех лет. Но некоторые дети с охотой присоединяются к другим малышам и в более раннем возрасте. Если вы понимаете, что ваш ребенок тянется к компании, пойти на утренник можно и до трех лет. Но при этом особенно важно смотреть, чтобы малыша не задели, не толкнули. Если вы видите, что он испугался, сразу подходите, чтобы он не чувствовал себя одиноким. Ему важно ощущать, что надежный взрослый рядом.

Дети после трех лет уже с большим желанием идут в общество, участвуют в праздниках, вызываются на конкурсы. Но, разумеется, так себя ведут не все. Если ребенок экстраверт, он открыт для общения, легко идет на контакты. Интровертам, наоборот, не так важно общество и контакт с другими, им важен внутренний мир, внутреннее спокойствие. Они с неохотой идут в круг детей. Если такому малышу приготовили костюм, он может порадоваться этому дома, а в публичном месте может начать стесняться и бояться проявить себя. В таком случае не следует уговаривать ребенка или тем более толкать его. Нужно прислушаться к его внутреннему состоянию, и если вы видите, что он хочет пойти к детям, но боится, можно предложить ему вместе понаблюдать. Сядьте с ребенком поблизости от играющих, посмотрите вместе, прокомментируйте происходящее: «Посмотри, как дети играют, может, тебе тоже захочется». Но не нужно сравнивать с другими и стыдить ребенка.

Если вы решили, что ребенок должен быть в кругу, и вытолкали его вперед, это принесет только вред и ребенку, и вашим с ним отношениями. Поскольку вы становитесь для него не таким уж надежным взрослым, каким должны быть. Получается, что в ситуации страха вы не поддержали малыша. Это никак не поможет ему социализироваться.

Если ребенок готовился и учил стихотворение, а когда настало время его рассказывать, он чувствует себя неловко, предложите ему выйти вместе или дайте возможность порепетировать, прочитав стихотворение вам шепотом. И откажитесь от публичного выступления, если ребенок так и не захочет выходить.

Чем старше ребенок, тем проще вы можете подготовить его заранее. Объясните, что вы пойдете на общий праздник, где будет много детей, все будут веселиться, расскажите, что предстоит делать, кого малыш сможет там встретить. Любые неожиданности вам не на руку.

Если ребенок устал и, к примеру, сидеть на спектакле после хоровода ему тяжело, лучше уйти, не дожидаясь окончания. Помните, что самый главный критерий – не соблюдение формальных правил, а эмоциональное состояние вашего ребенка.

Не стоит думать, что если ребенок не способен соблюсти правила на празднике, то он наверняка не сможет ходить в школу. Это не так. Но зато совершенно точно можно сказать, что от того, что вы настоите на выполнении каких-то предписанных действий, лучше сидеть на уроках ребенок в итоге не станет.

Ничего жизненно необходимого в том, чтобы пройтись в хороводе и прочитать стихотворение, нет. Главное, чтобы осталось ощущение праздника, а это и внутренний комфорт в том числе. Если это состояние сохранить, постепенно ребенок с большим желанием будет участвовать в каком-то праздничном действии.

Надо благодарно принимать

– Еще один важный элемент праздника – подарки. Письмо Деду Морозу позволяет детям попросить у доброго волшебника что-то конкретное. Как быть, если детская мечта несопоставима с финансовыми возможностями родителей?

– Поскольку родители осознают, что Дед Мороз – это они, им стоит постараться заранее формировать желание ребенка под свои возможности. К примеру, если малыш просит несоответствующий ему по возрасту или очень дорогой гаджет, можно сказать, что Дед Мороз старенький и не разбирается в телефонах и планшетах, и потому дарить их он не будет.

Однако дети даже младшего школьного возраста знают, что подарки готовят родители. Не старайтесь во чтобы то ни стало угодить ребенку. Не нужно формировать представление о том, что родители могут сделать для него все, или что все это достается легко. Даже если у вас есть финансовая возможность, у ребенка не должно складываться впечатление, что все в жизни можно получить без усилий. Иначе он будет совершенно не готов к самостоятельности.

Объясните ребенку, что вы понимаете его желание иметь какую-то вещь, но чтобы ее купить, вам нужно поработать, а ему нужно хорошо себя вести, вовремя ложиться спать, чтобы вы не уставали, долго его укладывая. Ребенок должен понять, что ему тоже надо потрудиться, чтобы заслужить дорогой подарок.

– Но дети постарше начинают сравнивать себя с другими. Это же обидно, что у других есть что-то, а у меня нет?

– Конечно, дети страдают, если не дотягивают до общего уровня. И если ребенок привык до школы, что у него все на высшем уровне, а в школе оказалось по-другому, вы его уже не переделаете. Поэтому учить малыша правильно принимать подарки надо с самого детства. Постарайтесь объяснить, что важен не подарок, а внимание. И лучше всего делать это на собственном примере. Если вы с благодарностью принимаете подарки ребенка – его поделки, рисунки, отмечаете, что вам приятно, что он для вас постарался, ребенок это запомнит. Как запомнит он и то, что его подарок был не оценен и поскорее куда-то спрятан. Обращайте внимание и на то, как вы принимаете подарки от других людей. Ведь дети будут повторять ваше поведение.

Мария Конева

Статья

form-close

Форма обращений

form-icon