Стресс первого сентября

10 ноября 2008

Психологи считают, что школьный труд становится легким, когда ребенок относится к учебе с интересом, дружит со сверстниками и учителями. Словом, когда все протекает гармонично и радостно.

Такая идиллия на практике встречается все реже. Пошел второй месяц нового учебного года. Как справляются со стрессом начала учебного года школьники, учителя, родители?

Вот одна из курских школ. В холле сектора младших классов терпеливо ждут первоклашек мамы и папы, бабушки и дедушки. Тихо переговариваются, делятся тревогами.

«Мне кажется, — говорит моложавая бабушка, — наша молоденькая учительница очень волнуется». Другая рассказывает: «Моя внучка вроде бы крупненькая и здоровьем крепенькая, а устает — приходит и час спит».

Как только появляются дети со своей учительницей, все замолкают.

Похоже, «стресс первого сентября» еще не преодолен. С целым списком вопросов, составленных из услышанного в школе, отправляюсь к специалистам-психологам центра диагностики и консультирования «Гармония». Здесь состоялась беседа с Юлией Артюховой. Юлия Егоровна имеет опыт работы школьного психолога.

– Стрессовые состояния часто встречаются у начинающих учителей: сразу «наваливается» много переживаний. То, что в студенческие годы преподавали будущему педагогу в институте, отличается от реальной жизни, поэтому и возникают удивление, паника. Стрессовое состояние в период адаптации и учителей, и первоклассников, а также детей, которые начинают учиться в новой школе, может длиться от месяца до полугода. Это при нормальном течении. Если есть проблемы после полугода, то с этим нужно обращаться к специалистам. Взрослые преодолевают стресс легче. Чем выше коммуникативные способности человека, тем легче общаться, преодолевать внутренние трудности.

– Что характерно для стрессового состояния?

– Субъективное ощущение, что реальность как бы сужается. То есть человек склонен видеть только свои проблемы и ничего больше. И только по мере успокоения поле зрения расширяется, и человек входит в окружающую среду. Для состояния стресса характерны повышенная тревожность и конфликтность. Человек чаще всего конфликтует не с существующими условиями, а с представлениями о реальности. Ему не хочется идти туда, где трудности. Поэтому нет желания ходить на работу. Это естественная реакция. Здесь важна помощь более опытных коллег и поддержка домашних.

Стрессы порой испытывают и опытные педагоги. Например, классный руководитель выпускает 11-й класс, на следующий год ей дают 5-й, приходится вновь выстраивать отношения. Такое состояние может длиться довольно долго.

– Юлия Егоровна, посоветуйте, как поступать родителям двойняшек-первоклассников. Один внимательный, послушный, другой вертится, плохо слушает учителя, может на уроке запеть песню или прилечь на парту и задремать…

– Удивительного здесь ничего нет. Как правило, ребенок, первым появившийся на свет, бывает спокойнее, у него более устойчивая нервная система, у второго нервная система послабее, он хуже концентрирует внимание. Но это не правило. Некоторым детям сосредоточиться помогает занятие своими делами. Это такой феномен, когда человек делает то, что ему интересно, и, лучше усваивает услышанное. У детей это достаточно частое явление. Если ребенок отвечает на вопросы учителя, то беспокоиться не о чем.

– Как долго протекает адаптационный период?

– У всех по-разному. У детей еще не окрепла нервная система. Кстати, период стресса возникает не только у первоклассников, также у пятиклассников, у десятиклассников при переходе в профильные классы, у студентов-первокурсников. Школьные психологи в эти периоды отслеживают тех детей, которые испытывают трудности, оказывают им помощь. Особенно это актуально у пятиклассников.

В классе каждый хочет заявить о себе, и с этим могут быть связаны агрессивные поступки. В 12 лет у ребенка достаточно много агрессии, особенно это проявляется во второй половине года, когда учащиеся более-менее освоились и начинают отвоевывать свое место под солнцем.

– Вернемся к первоклассникам. Как родителям отличить каприз от стресса?

– Проявления стресса могут выражаться в том, что дети не хотят ходить в школу. Родителям не стоит ребенка ругать, необходимо разобраться, что его там беспокоит. Кроме этого возможны общая вялость, сниженность тонуса. Ребенок идет в школу – «повели и пошел», забрали из школы – «пошел домой». Абсолютное отсутствие интереса, хотя до этого он мог быть активным. Также проявлением стресса может стать повышенная конфликтность, особенно если ребенок подвижен. Завоевывая себе место в новом коллективе, он начинает себя больше проявлять: участвовать во всех играх, привлекать к себе внимание учителя, детей.

Зато те, кто уже преодолел состояние стресса, спокойны, адекватно реагируют на реальность, соблюдают правила школьной дисциплины. Человеку, который адаптировался, их легче соблюдать, иначе он их постоянно нарушает — пассивно или активно.

– Что делать родителям в этой ситуации?

– Прежде всего, следить, чтобы ребенок обязательно соблюдал режим дня. Особенно это актуально для первоклассников. При новых нагрузках им обязательно нужен отдых. Если первоклассник укладывается днем спать, это абсолютно нормально и не должно тревожить родителей. Обязательно пребывание на свежем воздухе. Ребенку общими усилиями необходимо помочь втянуться в эту новую систему, чтобы он получал удовольствие от обучения. Это – самое главное. Чередование умственных занятий с физическими позволяет отдыхать мозгу. В меню включайте фрукты и овощи – все, что содержит натуральные витамины. Исключите вредную пищу – газированные напитки, чипсы, сухарики с добавками и прочее. Следите за пищеварением — стресс может проявляться и соматически.

– Назовите эти симптомы.

– У детей начинают болеть голова, живот, появляется рвота. Это связано с тем, что ребенок не принимает условий и правил, которые есть в школе. Если родители заметили эти проявления, необходимо поговорить с ним — как ему живется в школе, что там с ним происходит, как он себя там чувствует.

– Почему такое внимание уделяется режиму дня?

– Необходимо создать структуру дня ребенка. Упорядочение дел и отдыха помогает организму быстрее адаптироваться, легче справляться с нагрузками, с непредвиденными ситуациями. Когда нет стабильности, человек начинает метаться, волнуется. Режим дня приучает детей к правилам, дисциплине.

– Что надо делать, чтобы ребенок полюбил школу?

– Помимо бесед и поддержки родителей, дитя надо и стимулировать. В начальной школе ребятишки еще маленькие, и для них это очень важно — какие-то мелочи: наклейки, небольшие игрушечки...

– После посещения различных групп подготовки к школе легче влиться в учебный процесс?

– Конечно. На этих занятиях детки получают представление о дисциплине, учатся общению. Иначе к новому жизненному опыту труднее привыкнуть. Эти учащиеся требуют больше внимания учителя и родителей. В этих группах ведется не обучение, а именно подготовка к обучению, чтобы потом было легче получать и усваивать знания, чтобы с удовольствием учиться.

– Юлия Егоровна, какова роль учителя в стрессовых ситуациях?

– В первом классе от учителя требуется много терпения и внимания. Только доброжелательное и чуткое отношение поможет детям стать коллективом, наладить взаимоотношения друг с другом и, что очень важно для гармоничной обстановки в классе – полюбить учителя. Для первоклассников учитель – самая главная фигура в школе. А он, в свою очередь, должен ко всем относиться с уважением, в каждом замечать что-то свое и ценить. Дети в классе относятся друг к другу так, как к ним относится учитель, особенно в начальной школе. Поэтому если учитель хочет сформировать гармоничный коллектив, он должен быть чутким и внимательным, с первых дней закладывать ту основу, которая позволит затем всю школьную жизнь прожить с удовольствием, а не «как на каторгу ходить».

– А как приучить детей преодолевать трудности?

– Дети учатся, повторяя, имитируя опыт взрослых. Чем меньше ребенок, тем больше он имитирует. Учитель – это образец, все его поступки, действия, слова «срисовываются». Педагог помогает ребятам вместить их маленький жизненный багаж в школьную среду.

Мы продолжим встречи со специалистами центра. Свои вопросы, адресованные психологам, социальным педагогам, можно присылать в редакцию по почте или задавать по телефону 58-67-24.

Людмила Кутыкина

Статья

form-close

Форма обращений

form-icon