Звоните — вас услышат и поймут

28 марта 2014

У «телефона доверия» экстренной психологической помощи детям, подросткам, родителям изменился номер. Вернее? номеров стало два: 112 и 585-200. О том, с чем это связано, рассказал директор центра диагностики и консультирования «Гармония» Владимир Пилипенко:

- В последнее время все службы экстренной помощи объединяются под номером МЧС – 112. Все звонки будут поступать на единый номер, а затем переключаться на ту службу, которая должна оказать помощь. Мы посчитали, что нашему «телефону доверия» не лишним будет второй номер: теперь, кроме «112» можно позвонить по «585-200».

Наши психологи самыми первыми в Курске в 1993 году начали оказывать экстренную помощь. «Телефон доверия» МОУ ЦДК «Гармония» – член Российской ассоциации телефонной экстренной психологической помощи (РАТЭПП), что позволяет службе постоянно обмениваться опытом и повышать квалификацию в сфере психологического консультирования, организовывать работу на общероссийском уровне. У «Гармонии» есть сертификат РАТЭПП на право оказания экстренной психологической услуги.

Для безопасности сотрудников место их нахождения не разглашается, они работают на добровольных началах и под псевдонимами. Здесь стремятся компенсировать позвонившим недостаток межличностного общения, а значит – восстановить психическое здоровье. Предлагают временную, но мгновенно доступную поддержку любому, кто одинок, отчаялся, кто не решается поделиться своими мыслями с родными или знакомыми, кто переживает стресс, депрессию или близок к самоубийству.

Здесь избегают давать советы, а стремятся помочь человеку разобраться в ситуации.

Факт обращения за помощью и вся информация остаются строго конфиденциальными даже для директора службы, если только обратившийся за помощью сам не позволит передать кому-либо информацию. Консультанты беспрекословно следуют этическим нормам. Доброжелательность, открытость по отношению к абоненту, терпение, высокий нравственный и культурный уровень, партнерский подход к собеседнику, альтруизм, способность к сопереживанию, самообладание – уникальные качества психологов.

У них особая ответственность перед обществом, поскольку работа консультанта существенным образом влияет на жизнь других людей. Консультант признает право каждого человека на действия согласно его взглядам и убеждениям и стремится к непредвзятости и объективности.

По количеству звонков можно сделать вывод, что в этой помощи нуждаются. В 2008 году было принято около 4 тысяч звонков. Много обращалось детей и подростков – 45% – по поводу отношений с родителями, 20% волновали любовные проблемы, 18% – отношения со сверстниками, 10% – информационные, 4% – острые эмоциональные переживания, 2% – зависимости (наркотическая, алкогольная, игровая и прочие), 1% – суицид.

Роль служб социально-психологической поддержки, в том числе и «nелефона доверия», особенно высока в непростой социально-экономической ситуации. Они помогают снизить нервное напряжение людей, увеличивают их способность понимать свое состояние и управлять им.

– В обстановке, когда практически все услуги для населения платные, — подчеркнул Владимир Евгеньевич, — само существование бесплатной службы, направленной на бескорыстную помощь людям, службы, которая содержится администрацией города и является проявлением заботы власти о горожанах и дает некоторое чувство защищенности, особенно важно.

К сожалению, отмечается тенденция роста самоубийств среди подростков и взрослого населения, поэтому необходимы профилактическая работа и психологическая помощь лицам, выжившим после суицида. «Телефон доверия» часто становится единственным звеном, связывающим такого человека с внешним миром и дающим ему возможность получить своевременную помощь. Никакая другая служба взять на себя эту функцию не может. Специалисты «телефона доверия» готовы заниматься и длительной психологической помощью лицам, проживающим совместно с алкоголиками и наркоманами, одновременно это и профилактика рецидива наркозависимости.

Сейчас большая доля ответственности за свою судьбу возвращена самому человеку. Это требует внутренней подготовленности и часто вызывает серьезное сопротивление людей, выражающееся в возникновении неврозов, социальной и психологической апатии, неверия в возможность хорошего. В этой ситуации «телефон доверия» побуждает людей занимать активную жизненную позицию, развивать конструктивное мышление, необходимое в новых условиях. При каждой просьбе о совете консультанты предлагают обратиться к личным знаниям и опыту абонента. Это заставляет человека думать, самому стараться искать выход.

Благодаря своим специфическим особенностям – добровольности, бесплатности, анонимности и доступности – служба максимально приближена к населению и дает возможность обратиться за помощью и принять ее.

Людмила Кутыкина

Статья

form-close

Форма обращений

form-icon