Особенности работы педагогов по профилактике суицида среди учащихся в условиях дистанционного обучения
Информация
Специалист нашего Центра педагог-психолог Татьяна Викторовна Шевлякова подготовила статью на тему «Особенности работы педагогов по профилактике суицида среди учащихся в условиях дистанционного обучения».
Современная ситуация в мире изменила уклад жизни многих людей. Большинство из них вынуждены находиться на самоизоляции, работать и учиться в необычном дистанционном режиме.
Переход на новые формы обучения – это сложная задача как для взрослых, так и детей. Сейчас уделяется большое внимание организации дистанционного учебного процесса, адаптируются и разрабатываются новые методики преподавания в онлайн-режиме. Занимаясь этой сложной работой, преподаватели, да и родители, не всегда обращают внимание на психологическое состояние детей. А ведь они, так же как и взрослые, испытывают большие эмоциональные нагрузки, связанные со сложившейся ситуацией. У детей пропадает возможность удовлетворять некоторые психологические потребности, которые раньше удовлетворялись простым выходом из дома и ежедневным общением с окружающей средой: в школе, во дворе, в общении со сверстниками или простым наблюдением за внешним миром. Отсутствие возможности удовлетворить свои психологические потребности ведет к повышению внутренней напряженности, тревожности, зацикливанию на неразрешенных проблемах, депрессивным состояниям, социальному одиночеству и изоляции, к суицидальным мыслям и поступкам.
Используя дистанционные формы обучения, педагогам необходимо обращать внимание не только на качество и количество выполненных классных и домашних работ, успеваемость детей, но и на их эмоциональное состояние. Если вы, проводя свои онлайн-уроки, увидели или почувствовали, что произошли какие-либо изменения в поведении или в эмоциональном состоянии ребенка, будьте бдительны, не проходите мимо! Как можно быстрее попытайтесь разобраться с его состоянием, ведь речь может идти о его здоровье и жизни.
Что должно привлечь ваше внимание и насторожить?
- У ученика длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность.
- Резко изменилось поведение.
- Внешний вид, он стал неряшливым.
- Перестал общаться с друзьями, конфликтует с родителями.
- Резко снизилась успеваемость, появилось безразличие к учебе, оценкам. Пропал интерес к ранее любимым занятиям и увлечениям.
- Появились элементы рискованного поведения, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.
- Он может косвенно намекать о своих намерениях: «я больше не буду ни для кого проблемой»; «никому больше не придется обо мне волноваться».
- Проявляется нездоровая заинтересованность вопросами смерти, много шутит на тему самоубийства.
Более того, у ваших учеников могут быть жизненные ситуации, на которые тоже стоит обратить внимание.
- Это нестабильная семейная ситуация: развод родителей, конфликты, ситуации насилия.
- Перенесенная тяжелая потеря (смерть кого-то из близких).
- Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
- Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
- Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
- Слишком критический настрой по отношению к себе.
Если вы увидели хотя бы один из этих признаков у ученика, это уже повод обратить на него внимание, поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации; убедите его в том, что тяжелое эмоциональное состояние, переживаемое им в настоящий момент, является временным; вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно; помогите осознать его личностные ресурсы.
Сохраняйте контакт с ребенком. Если вы понимаете, что по каким-то причинам не удается установить или сохранить контакт с ребенком, обратитесь к специалистам. Консультативную помощь вы можете получить в МКУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Гармония». Консультирование осуществляется в дистанционном режиме (Skype, WhatsАpp). Записаться можно по телефону 8 930 760 0506 или через сообщения в группе Вконтакте «Психологический центр «Гармония» https://vk.com/harmony.kursk.
Если вы заметили изменения в эмоциональном поведении ученика из класса, где являетесь классным руководителем, свяжитесь с его родителями, поделитесь своими наблюдениями. Проводите онлайн - классные часы по профилактике тревожности, депрессивных состояний, суицидальных мыслей и поступков. Для этого можно использовать сервисы Skype и Zoom, где вы будите не только слышать, но и видеть своих учеников. Разговаривайте с ними о перспективах в жизни и будущем. Узнайте, что хотят ученики, как намерены добиваться поставленных целей, помогите им составить план конкретных (и реалистичных) действий. Способствуйте созданию дружеской поддерживающей атмосферы в классе. Важно поддерживать диалог с учениками, оставлять возможность контакта, чтобы при необходимости они могли обратиться к вам в трудной жизненной ситуации.
Расскажите своим ученикам какие службы оказания психологической помощи есть в регионе. В чате класса оставьте информацию с контактами данных служб.
- Единый общероссийский телефон доверия для детей, подростков, родителей 8-800-2000-122 Психологическая помощь: бесплатно, анонимно, круглосуточно.
- Телефон экстренной психологической помощи г. Курск (круглосуточно, анонимно) 8 4(712) 22-37-77.
При подготовке статьи использовались «Методические рекомендации для педагогов-психологов и социальных педагогов по работе с родителями обучающихся образовательных организаций по проведению профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к суицидальному поведению» МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ПИСЬМО от 28 апреля 2018 года N 07-2498), Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Центр защиты прав и интересов детей».