Что делать, если ребенок много времени проводит с гаджетом?
В настоящее время, практически все свое свободное время дети проводят в виртуальном пространстве, будь то планшет, телефон или компьютер. Да и во время учебы и выполнения домашних заданий обращаются за помощью к телефонам, пытаясь найти ответы на задания.
Чрезмерное увлечение детей и подростков гаджетами и виртуальным миром является головной болью современных родителей. Очень часто они обращаются к психологу с вопросом, что делать в такой ситуации, как вернуть ребенка в реальный мир, заставить его учиться.
Для начала, взрослым надо попытаться понять какую потребность удовлетворяет ребенок, находясь в виртуальном пространстве, что он находит в нём и что он получает, с какими целями он заходит в сеть: поиграть, найти информацию или пообщаться. Как правило, погружение детей в виртуальный мир связано с неудовлетворенностью реальной жизнью: различными конфликтными отношениями с родителями и сверстниками, сложностями в учебе, банальной скукой и поиском новых впечатлений. Гаджеты становятся их лучшими друзьями. Компьютерные игры, социальные сети дают им возможность чувствовать себя более уверенными, общительными, сильными. Общение в интернете дает ощущение свободы и независимости, позволяет совершать поступки, выражать эмоции не задумываясь об их последствиях, примерять на себя различные модели поведения, самореализовываться в группах по интересам.
Сегодня самый популярный метод воспитания у родителей это нравоучения, замечания, отбирание гаджетов. Но такие действия часто не имеют ожидаемого эффекта, отношения становятся еще более напряженными, дети начинают назло увеличивать время пребывания в интернете, игнорировать требования родителей.
Так что же делать?
- Многие родители не задумываются, что формированию гаджето-зависимости часто способствуют они сами, проводя много времени с телефоном, планшетом или перед компьютером. А ведь не секрет, что в определенные возрастные периоды, поведение родителей является примером для детей. Поэтому родителям стоит задуматься, чем они сами наполняют свой досуг, какие у них есть увлечения. Самоконтроль родителей за своим поведением является важным компонентом в профилактике и борьбе с гаджетозависимостью у детей.
- При выборе методов воздействия на детей необходимо учитывать их возрастные особенности. Дошкольнику или младшему школьнику можно просто запретить пользоваться гаджетом, забрав его и предложив какое-то интересное занятие, или установив временные ограничения. Причем вводить ограничения необходимо как только вы купили и дали в руки ребенку гаджет, чтобы он понимал существование границ дозволенного пользования. С подростками такой метод не работает. С ними надо договариваться о временных диапазонах использования гаджетов. Следить, чтобы установленные ограничения четко выполнялись. И если подросток просит сегодня использовать телефон или другой гаджет на час подольше, то необходимо сказать ему, что на следующий день время использования будет на час меньше. Поощряйте ребенка, если он честно придерживается установленного расписания.
- Взрослым, надо стараться не терять контакт с ребенком, поддерживать с ним отношения. Интересоваться его делами, увлечениями, проводить вместе время. Если у ребенка есть проблемы в учебе, взаимоотношениях со сверстниками или взрослыми, помогите ему их решить, подскажите возможные пути выхода из сложных ситуаций.
- Не используйте гаджет как способ поощрения за хорошее поведение или учебу: получил пятерку- иди поиграй!
- Договоритесь о времени и зонах дома без использования гаджетов. Это может время приема пищи, посещение или прием гостей, спальня или детская и т.д. Можно ввести правило день или полдня без смартфона, не брать гаджет в кафе, развлекательные центры, на прогулку.
- Создавайте альтернативные интересы и обязанности для ребёнка: это может быть посещение спортивной секции или кружков по интересам, различные хобби.
- Несмотря на то, что подростки позиционируют себя взрослыми и хорошо ориентируются в интернете, напоминайте им о правилах поведения в Сети и мерах предосторожности.
Будьте ближе со своим ребенком, интересуйтесь чем он живет, его сетевыми знакомствами, старайтесь быть в курсе сайтов, которые он посещает.
Если возникают проблемы, которые вы не можете решить обращайтесь к специалистам!
Татьяна Викторовна Шевлякова,
педагог-психолог МКУ ЦППМСП «Гармония»