Что могут сделать родители для снижения уровня тревожности и страхов у детей из приграничных территорий

24 сентября 2024

Многие жители из разных приграничных регионов пережили или переживают разные стрессовые ситуации. Среди них много детей и подростков, которые в силу своего возраста не всегда могут самостоятельно справиться со своим эмоциональным состоянием и нуждаются в помощи взрослых.

Чем же родители могут помочь своему ребенку?

Родителям необходимо помнить, что эмоциональное состояние детей, и то, как они переживают стресс напрямую зависит от состояния родителей и особенно матери. Поэтому, чтобы помочь своему ребенку, в первую очередь надо позаботиться, по возможности, о своем эмоциональном состоянии. Для этого можно применять различные простые техники, не требующие специальных условий, навыков.

Например, технику заземления, которая поможет нормализовать эмоциональное состояние в данный момент. Её можно использовать в любом месте и в любое время:

  • найдите 5 любых предметов, которые попадаются на глаза, и мысленно назовите их. Если Вы находитесь в комнате, это могут быть: окно, дверь, часы, салфетка, ручка. Можно выделить критерий для поиска предметов, например, найти 5 белых вещей или 5 квадратных предметов;
  • услышьте 4 разных звука и мысленно назовите их (это голос детей, соседей, тиканье часов, звук двигателя машины за окном, полная тишина (это тоже звук) и т.д.);
  • прикоснитесь поочерёдно к 3 объектам, которые находятся рядом с вами. Мысленно назовите их. Отследите свои ощущения, опишите каждый из предметов (Какой он? Например, вы дотрагиваетесь до своей одежды и она мягкая, касаетесь стола, он гладкий);
  • заметьте 2 запаха и мысленно назовите их. Найдите в своём пространстве вещи, которые могут пахнуть, соприкоснитесь с ними для ощущения запаха (парфюм, кофе, газеты и т.д.);
  • найдите 1 объект, который можете попробовать на вкус, опишите свои ощущения (сладко, горько, кисло, солено). Вы можете также представить мысленно какую-то еду и попробовать описать её вкус (представить лимон и ощутить его аромат, кислый вкус).

Или применение простых дыхательных техник, когда вдох и выдох чередуется с задержкой дыхания. Например: 4 секунды вдох, 4 секунды задержка дыхания, 4 секунды выдох, 4 секунды задержка дыхания на выдохе. Во время выполнения этой техники нужно вести мысленный подсчёт от 1 до 4. Этот подсчёт является важным элементом нормализации состояния, т.к. в этот момент мы отключаемся от беспокойных мыслей

Чтобы понять, что происходит с вашим ребенком, разговаривайте с ним, попытайтесь узнать, что конкретно он чувствует. Задайте вопрос: «Как ты сейчас?». Дайте ему проговорить свои чувства.

В стрессовых ситуациях для детей, особенно младшего возраста, очень важен тактильный контакт с родителями. Он дает ощущение безопасности, успокаивает. Чаще обнимайте своих детей.

Для улучшения эмоционального состояния детей и подростков очень важно сохранить, насколько это возможно в тех условиях, в которых вы находитесь сейчас, определенный порядок действий, например, подъем, завтрак, обед, сон и т.д. Эта определенность помогает легче переживать стресс.

Привлекайте детей к выполнению различных поручений, способствуйте сохранению обязанностей у ребенка.

Нередко дети испытывают повышенную тревожность и страх, вызванные недостатком информации о происходящих событиях. На возникающие у них вопросы надо давать честные ответы («Что будет дальше?» - «Сейчас я не знаю, но сделаю все, что от меня зависит, чтобы с нами было все в порядке».) Такими разговорами мы даем ощущение, что контролируем ситуацию. С каждым ребенком выстраивайте разговор в соответствии с его возрастом.

Часто у детей вызывает страх и тревогу звуковые оповещения об опасностях. Особенно это касается детей дошкольного и младшего школьного возраста. Многие из детей считают, что эти сигналы даются специально, чтобы их напугать. Объясните детям, что звуковое оповещение об опасности дается не с целью их напугать, а с целью предупредить о необходимости пройти в безопасное место. Расскажите как следует вести себя и что делать, когда они слышат этот сигнал. И сами никогда не игнорируйте его, ведь дети чаще учатся не на словах, а на поступках родителей.

Если вы видите, что поведение вашего ребенка кардинально изменилось, например, раньше не плакал, а теперь все время плачет, был спокойным, а стал агрессивным, то обратитесь к специалистам - психологам.

Шевлякова Татьяна Викторовна
педагог-психолог МКУ ЦППМСП «Гармония»

form-close

Форма обращений

form-icon