Что надо знать родителям о задержке психического развития?
Задержка психического развитие (ЗПР) – это нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (внимание, память, мышление и эмоционально-волевая сфера) отстают в своем развитии от принятых норм для данного возраста.
Каковы основные симптомы ЗПР?
- Задержка физического развития. Рост меньше возрастной нормы, часто отмечается хрупкое телосложение.
- Нарушение восприятия. Ребенок затрудняется в восприятии целостного образа. Например, не может самостоятельно собирать разрезные картинки, пазлы.
- Снижение концентрации внимания и памяти, повышенная отвлекаемость.
- Преобладание конкретно-действенного и наглядно-образного мышления.
- Проблемы речи, связанные с темпом ее развития. Позднее появление речи, неправильное произношение, ребенок не говорит фразами и т.д.
- Нарушение интеллектуальных и познавательных функций. Детям с ЗПР трудно сравнивать, оценивать, обобщать, строить цепочки событий, делать умозаключения, подводить итог.
- Незрелость эмоционально-волевой сферы. Повышенная истощаемость и утомляемость, ослабление контроля и регуляции деятельности. В поведении детей может проявляться синдром гиперактивности или двигательная расторможенность.
- В развитии личности наблюдается тревожность, неуверенность в себе, низкая самооценка, неустойчивые эмоции.
Причины развития ЗПР.
Нарушение психического развития возможно при сочетании нескольких факторов – биологических и социальных.
- Биологические факторы включают в себя патологии при беременности, интоксикации, эндокринные заболевания матери, алкоголизм родителей, нейроинфекции и т.д.
- Социальные факторы подразумевают под собой влияние неблагополучной среды и общества: плохие жилищно-бытовые условия, неправильное семейное воспитание, детские психотравмы и т.д.
Часто родители ЗПР приравнивают к умственной отсталости. Но это неправильно.
Отличие ЗПР от умственной отсталости заключается в обратимости нарушений, то есть по мере взросления ребенка его психическое состояние и интеллект приходит в норму. По причине того, что психические функции развиваются разными темпами, специалисты определяют ЗПР не раньше 4-5-летнего возраста. Достичь компенсации и обратимости процесса задержки психического развития можно исключительно с помощью специальных коррекционных программ обучения и воспитания.
Дети с ЗПР должны пройти психолого-медико-педагогическую комиссию перед поступлением в 1 класс, чтобы получить рекомендации по организации воспитательного и обучающего процесса. В противном случае дети с ЗПР могут испытывать многочисленные трудности с началом школьного обучения, т.к. обучение по массовой программе им недоступно в силу того, что она не соответствует темпу их индивидуального развития.
Если родители замечают отставание своего ребенка от сверстников, им необходимо обратиться к различным специалистам: психологу, логопеду, дефектологу для проведения психолого-педагогической диагностики и последующей коррекционно-развивающей работы.
Базарова Светлана Васильевна
педагог-психолог МКУ ЦППМСП «Гармония»