Что надо знать родителям о задержке психического развития?

17 марта 2025

Задержка психического развитие (ЗПР) – это нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (внимание, память, мышление и эмоционально-волевая сфера) отстают в своем развитии от принятых норм для данного возраста.

Каковы основные симптомы ЗПР?

  • Задержка физического развития. Рост меньше возрастной нормы, часто отмечается хрупкое телосложение.
  • Нарушение восприятия. Ребенок затрудняется в восприятии целостного образа. Например, не может самостоятельно собирать разрезные картинки, пазлы.
  • Снижение концентрации внимания и памяти, повышенная отвлекаемость.
  • Преобладание конкретно-действенного и наглядно-образного мышления.
  • Проблемы речи, связанные с темпом ее развития. Позднее появление речи, неправильное произношение, ребенок не говорит фразами и т.д.
  • Нарушение интеллектуальных и познавательных функций. Детям с ЗПР трудно сравнивать, оценивать, обобщать, строить цепочки событий, делать умозаключения, подводить итог.
  • Незрелость эмоционально-волевой сферы. Повышенная истощаемость и утомляемость, ослабление контроля и регуляции деятельности. В поведении детей может проявляться синдром гиперактивности или двигательная расторможенность.
  • В развитии личности наблюдается тревожность, неуверенность в себе, низкая самооценка, неустойчивые эмоции.

Причины развития ЗПР.

Нарушение психического развития возможно при сочетании нескольких факторов – биологических и социальных.

  1. Биологические факторы включают в себя патологии при беременности, интоксикации, эндокринные заболевания матери, алкоголизм родителей, нейроинфекции и т.д.
  2. Социальные факторы подразумевают под собой влияние неблагополучной среды и общества: плохие жилищно-бытовые условия, неправильное семейное воспитание, детские психотравмы и т.д.

Часто родители ЗПР приравнивают к умственной отсталости. Но это неправильно.

Отличие ЗПР от умственной отсталости заключается в обратимости нарушений, то есть по мере взросления ребенка его психическое состояние и интеллект приходит в норму. По причине того, что психические функции развиваются разными темпами, специалисты определяют ЗПР не раньше 4-5-летнего возраста. Достичь компенсации и обратимости процесса задержки психического развития можно исключительно с помощью специальных коррекционных программ обучения и воспитания.

Дети с ЗПР должны пройти психолого-медико-педагогическую комиссию перед поступлением в 1 класс, чтобы получить рекомендации по организации воспитательного и обучающего процесса. В противном случае дети с ЗПР могут испытывать многочисленные трудности с началом школьного обучения, т.к. обучение по массовой программе им недоступно в силу того, что она не соответствует темпу их индивидуального развития.

Если родители замечают отставание своего ребенка от сверстников, им необходимо обратиться к различным специалистам: психологу, логопеду, дефектологу для проведения психолого-педагогической диагностики и последующей коррекционно-развивающей работы.

Базарова Светлана Васильевна
педагог-психолог МКУ ЦППМСП «Гармония»

form-close

Форма обращений

form-icon