Еще раз о дистанционном обучении
ЕЩЕ РАЗ О ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ
Осень 2020 года, как и весь текущий год продолжает вносить свои коррективы в жизнь каждого человека, и особенно это ощущают семьи с детьми.
Чем больше дети остаются дома из-за дистанционного образования или продленных каникул, тем больше вопросов у родителей: “Что с этим делать?”
Все привыкли к сумасшедшему ритму жизни, и в этом темпе порой кажется, что все лучше и быстрее сделать самому, чем привлекать какую-то помощь. И «Боже упаси» если это помощь собственного ребенка. Да и вообще, ребенок маленький, он ничего не может, повредится, испачкается и придется все переделывать, а некогда же...
Вывод один: «все сделаю сама»...
А вот наука психология говорит обратное - что “с ранних лет ребенок может и должен принимать активное участие в жизни семьи.”
Уже с трехлетнего возраста у ребенка формируется трудовая деятельность, которая выражается стремлением ребенка делать все самому. В этом возрасте малыш начинает отделять себя от окружающих и осознает себя как активного субъекта действия.
Многочисленные исследования по данному вопросу показывают, что от трех лет дети не просто манипулируют предметами, а решают поставленные задачи. К примеру, в игре с пирамидкой ребенок не просто перекладывает детали, а упорно будет стараться собрать ее правильно, что так же говорит о стремлении ребенка достичь результата. И родители могут не сомневаться, что порученное дело будет доведено до конца, особенно если в конце ребенка еще за него и похвалят, так как без одобрения взрослых все успехи и достижения теряют свою ценность. И в случае, когда взрослые не проявляют интереса, игнорируют достижения и успехи ребенка, дети в начале капризничают, а потом вовсе отказываются от деятельности.
Следующий период в жизни ребенка, который ярко подчеркивает необходимость включения его в трудовую жизнь семьи – 6 – 7 лет. В этом возрасте, помимо стремления ребенка выглядеть старше, выполняя домашние обязанности подражая взрослым членам семьи, дети готовы подчиняться установленным правилам и проявлять заботу.
Говоря о подростковом возрасте, стоит подчеркнуть, что социальной зрелости ребенок (подросток) достигает только в сотрудничестве со взрослыми людьми. В этот период дети должны принимать участие уже даже в решении тяжелых жизненных ситуаций, в которых оказалась семья или ближайшие родственники - забота о близких людях, их благополучие становится ценностью подростка. В бытовых делах мальчикам этого возраста можно поручать слесарничество и столярные дела, а девочкам приготовление еды, уход за домом и прочие домашние обязанности.
Важно, что поощрения всех стремлений детей к самостоятельности стимулируют еще большее желание к деятельности, а активное участие ребенка в семейных делах развивают волю, кругозор, трудолюбие.
Участвуя в семейных делах, ребенок чувствует себя реальным членом семейного коллектива, что в свою очередь способствует развитию таких качеств личности как – отзывчивость, ответственность, заботливость, бережливость и уважение к чужому труду.
Педагог-психолог МКУ ЦППМСП «Гармония»
Мария Юрьевна Бояркина