Игра и ее роль в развитии ребенка

06 февраля 2017

Сейчас модно развивать детей. Чем больше секций и кружков посещает ребенок, чем быстрее он учится читать и считать, тем более успешным он станет, повзрослев. Если в свои четыре года он уже учит английский и знает, как ходит конь в шахматной игре, то его непременно ждет «большое будущее». Он займет высокое положение в обществе и будет обеспечен материально. Поэтому родители вкладывают деньги, силы и время в образование своих детей, едва их чада учатся говорить.

Основной вид деятельности для ребенка, это игра. В игре он развивается, через игру приобретает знания о мире, навыки общения. Я хорошо помню себя в детстве. Помню, как я играла с соседом по лестничной площадке Андрюшей в семью: он ездил на велосипеде на работу, а я в это время готовила суп в песочнице. Помню, как играла в детском саду в дочки-матери, а дома с бабушкой во врача. Моя мама всегда говорила, что как могла, продляла моё детство, давая мне возможность играть, играя вместе со мной.

Я выросла, но не перестала играть, теперь уже как педагог, педагог-психолог, педагог-организатор и, наконец, педагог дополнительного образования. Как педагог-организатор, играю с детьми на праздниках, которые организую и провожу. Музыкальные игры положительно влияют на развитие чувства ритма и умение двигаться. Игры с элементами соревнований, учат ребят соперничать и поддерживать друг друга, интеллектуальные игры тренируют мыслительную деятельность, учат сравнивать, проводить аналогии, искать правильные ответы, игры народов мира, знакомят с культурами разных стран. Как педагог-психолог я провожу тренинги со взрослыми и с детьми. В этом направлении я использую психологические игры. С их помощью легче говорить о себе, делиться своими чувствами, понимать самих себя и других людей. Как педагог дополнительного образования я руковожу детским объединением «Азбука общения». Главная цель наших занятий, научится взаимопониманию и каждому найти для себя наиболее приемлемый стиль и способ общения в различных ситуациях, с различным окружением.

Первоначально в план занятий детского объединения были включены только тренинговые игры, направленные на взаимодействие участников друг с другом, выражение эмоций и чувств. При этом я столкнулась с определенными проблемами. Оказалось многим игрокам сложно выслушать всех ребят, дождаться своей очереди, чтобы высказаться. Когда чьи-то слова вызывали чрезмерно яркие эмоции, из-за недостатка опыта в проявлении чувств дети становились слишком шумными. Еще одной проблемой стало быстрое угасание интереса к заданию и мотивации продолжать его выполнение. Я связываю это, с одной стороны, с рассеянным вниманием, сложностями с его концентрацией, с другой – с отсутствием интереса к чувствам и переживаниям другого, с трудностями в проживании собственных чувств. Ребятам легче и привычнее засмеять чувство, возникшее в ответ на чьи-то слова, чем прожить его и найти социально одобряемый способ его выражения.

На данном этапе работы выход из создавшихся затруднений я нашла в настольных играх, которые стала включать в занятия наряду с тренинговыми. Отличительными особенностями этих игр является меньшая эмоциональная вовлеченность, соревновательный элемент, более четкие правила, которые обычно нельзя изменить или игнорировать. Соревновательный дух большинства настольных игр помогает удерживать внимание, концентрироваться на игре, не отвлекаться, так же развивает скорость реакции.

Я работаю с подростками, которым непросто преподнести сюжетно-ролевую игру так, чтобы им захотелось в нее поиграть. Часто они скованы на занятиях, стесняются войти в предложенный им образ. Хочу отметить, что когда в настольной игре предлагается стать тем или иным героем, у ребят это получается намного легче. Ведь им не нужно изображать персонаж с помощью мимики, пантомимики и голоса, необходимо только выполнить действие, которое предписано данному персонажу. За выполнением действия следует возникновение эмоций, и ребята все равно вживаются в роль, переживают за своего персонажа, взаимодействуют с другими от его имени, вследствие чего вступают в различные весьма необычные для себя ситуации общения.

Одна из самых любимых игр на наших занятиях «Соображарий». Она хороша для первых занятий, чтобы познакомиться, наладить контакт, посоревноваться и в то же время научиться помогать друг другу даже в ситуации конкуренции. Правила игры: каждый ход один игрок тянет по одной карте из колоды букв и категорий – а потом все игроки пытаются вспомнить слово, соответствующее заданию. Тот, кто сделал это первым, победил в раунде. Для победы в этой игре необязательно быть самым эрудированным – нужно просто быстрее всех соображать.

Например, сколько имен на букву «Н» можно вспомнить за минуту? Кто назовёт самое длинное название города на «К» или самое короткое название напитка на «С»? Кто первым вспомнит любую вещь дешевле 100 рублей или предмет, который можно встретить в поездке… допустим, на «М»?

Главная цель, которую я преследую, используя игру «Соображарий» – создать на занятиях дружескую атмосферу, помочь ребятам наладить общение друг с другом и со мной. Я радуюсь, когда вижу в их глазах неподдельный интерес и даже азарт. Еще больше внутреннего ликования я испытываю, когда ребята помогают друг другу, несмотря на конкуренцию в игре. Хотя в начале занятия моя помощь кому-либо из игроков вызывала возмущенное удивление.

Не менее любимая игра «Активити». Это командная игра, я использую ее, когда ребята уже хорошо знакомы друг с другом. Формируя команды, я действую по-разному: в одном случае предоставляю ребятам право самим образовать команды, так становится понятно у кого с кем сложились дружеские отношения. Можно сказать, что это упрощенный вариант социометрии. В другом случае сама делю их на команды, формируя их по принципу, наименьших симпатий. Делаю это для того, чтобы Правила просты: необходимо объяснить игрокам своей команды слово, написанное на карточке. Объяснять можно разными способами.

Рисование: Строго без слов. Ответ должен быть нарисован таким образом, чтобы команда смогла угадать его. Рисующий должен сохранять молчание. Только кивком головы он может дать понять своей команде, что ответ правильный. В рисунке не должны использоваться числа или слова. Для облегчения задачи, особенно для слов, состоящих из нескольких слов, можно рисовать объяснение по частям.

Например, для слова «мореход» можно сделать два рисунка: море и хождение.

Объяснения: можно описывать ответ любым образом. Но нельзя употреблять слова, содержащиеся в ответе, слова связанные или же производные от тех, что даны в ответе.

Например, дано словосочетание «Природный газ», нельзя использовать в объяснении слова «природа» или же «газовый». Задача других команд, следить за соблюдением правил объяснения.

Демонстрация: строго без слов. Игрок, демонстрирующий слово, может показывать на предметы, брать их и показывать их части, указывать на части своего тела и даже попросить члена своей команды присоединиться к пантомиме.

Я привела примеры только двух игр, чтобы показать в первую очередь их непохожесть друг на друга. Кроме уже перечисленных мы играем еще в «Тайное послание», «Иманджинариум», «Каркассон», «Монополию», «Уно», «Семь на девять», «Телепат», «Дженга», «Барабашка», «Воображарий».

Каждая из них уникальна и направлена на достижение определенных задач. С помощью игр мы учиться слушать и слышать друг друга, высказывать своё мнение, не боясь быть неправым. Учимся выигрывать и принимать поражение, радоваться победам товарищей. Игры заставляют думать на несколько ходов вперед и в то же время быть спонтанными, рисковать, а иногда отказываться от необдуманного риска. И, конечно, игра учит помогать и принимать помощь, договариваться, строить коллективные стратегии, работать в команде.

Бабкина Н. Г.

Статья

form-close

Форма обращений

form-icon