Как научиться слышать и понимать своего ребёнка?

31 мая 2022

«Счастье – когда тебя понимают.
Большое счастье – когда тебя любят
Большее счастье – когда любишь ты.»
(Конфуций).

Довольно часто при проведении консультаций с семьями возникает взаимная проблема: родители жалуются на детей, что они их не понимают, а дети жалуются на родителей, что те их тоже не понимают. Родители, даже очень заботливые и любящие вроде бы слушают своего ребенка, но не слышат его, занимая авторитарную позицию. Очень часто от них слышны вопросы: «Да что же ему надо? Сыт, обут не хуже других, а он хамит, не хочет со мной общаться. Интересуюсь, как в школе дела, получаю четкий ответ – нормально». Вот родитель и получил полноценную информацию ни о чем, потому, что ребенок устал от ежедневных стандартных «допросов». Почему бы не спросить: «Что сегодня было интересного? «Как дела у друга Васи (радует, если вообще родители знакомы с друзьями)», «Какие планы на сегодня?».

Не улучшают взаимоотношения и такие высказывания родителей: ты, как всегда…, ты никогда…, ты такой же безответственный, как твой отец; бери пример с соседки Маши; не дружи с Васей; я устала от твоих выходок, ну и многие другие. Слыша только негатив в свой адрес, ребенок все больше и больше эмоционально отдаляется от родителей, которые искренне недоумевают почему так происходит, ведь они хотят только добра своему чаду.

Как же научиться слушать и понимать сына и дочь?

  1. Прежде всего, смените свою авторитарную манеру общения. Начните разговаривать, как с равным, учитывая его интересы и желания.
  2. Не осуждайте его как личность, осуждайте поступок.
  3. Применяйте «Я – высказывания»: «Когда ты опаздываешь, то я волнуюсь, огорчаюсь, беспокоюсь, потому что люблю тебя».
  4. Не обесценивайте проблему ребенка, ведь она для него крайне актуальна. Если он в данный момент не готов к общению, скажите: « Я вижу, что это важно для тебя. Когда ты успокоишься, мы об этом поговорим. Знай, чтобы не случилось, ты всегда можешь обратиться ко мне за помощью».
  5. Если ребенок вам доверился, не обращайте потом полученную информацию против него.

Чтобы в дальнейшем у детей не было самоповреждений, суицидальных мыслей и других негативных поступков, принимайте и понимайте ребенка , давайте ему право на ошибку и внимательно слушайте!

Новикова Елена Анатольевна,
педагог-психолог МКУ ЦППМСП «Гармония».

form-close

Форма обращений

form-icon