Как научиться слышать и понимать своего ребёнка?
«Счастье – когда тебя понимают.
Большое счастье – когда тебя любят
Большее счастье – когда любишь ты.»
(Конфуций).
Довольно часто при проведении консультаций с семьями возникает взаимная проблема: родители жалуются на детей, что они их не понимают, а дети жалуются на родителей, что те их тоже не понимают. Родители, даже очень заботливые и любящие вроде бы слушают своего ребенка, но не слышат его, занимая авторитарную позицию. Очень часто от них слышны вопросы: «Да что же ему надо? Сыт, обут не хуже других, а он хамит, не хочет со мной общаться. Интересуюсь, как в школе дела, получаю четкий ответ – нормально». Вот родитель и получил полноценную информацию ни о чем, потому, что ребенок устал от ежедневных стандартных «допросов». Почему бы не спросить: «Что сегодня было интересного? «Как дела у друга Васи (радует, если вообще родители знакомы с друзьями)», «Какие планы на сегодня?».
Не улучшают взаимоотношения и такие высказывания родителей: ты, как всегда…, ты никогда…, ты такой же безответственный, как твой отец; бери пример с соседки Маши; не дружи с Васей; я устала от твоих выходок, ну и многие другие. Слыша только негатив в свой адрес, ребенок все больше и больше эмоционально отдаляется от родителей, которые искренне недоумевают почему так происходит, ведь они хотят только добра своему чаду.
Как же научиться слушать и понимать сына и дочь?
- Прежде всего, смените свою авторитарную манеру общения. Начните разговаривать, как с равным, учитывая его интересы и желания.
- Не осуждайте его как личность, осуждайте поступок.
- Применяйте «Я – высказывания»: «Когда ты опаздываешь, то я волнуюсь, огорчаюсь, беспокоюсь, потому что люблю тебя».
- Не обесценивайте проблему ребенка, ведь она для него крайне актуальна. Если он в данный момент не готов к общению, скажите: « Я вижу, что это важно для тебя. Когда ты успокоишься, мы об этом поговорим. Знай, чтобы не случилось, ты всегда можешь обратиться ко мне за помощью».
- Если ребенок вам доверился, не обращайте потом полученную информацию против него.
Чтобы в дальнейшем у детей не было самоповреждений, суицидальных мыслей и других негативных поступков, принимайте и понимайте ребенка , давайте ему право на ошибку и внимательно слушайте!
Новикова Елена Анатольевна,
педагог-психолог МКУ ЦППМСП «Гармония».