Как помочь ребенку выбрать свой путь?
Школьные годы со всеми их радостями и сложностями проходят, и вот перед выпускником и его родителями встает вопрос дальнейшего пути. К девятому классу приходится всерьез задуматься, оставаться в школе или идти в среднее профессиональное учебное заведение. И если оставаться, все равно необходимо выбирать профиль и экзамены. Кому-то этот выбор дается относительно легко, другим сложнее понять, что им больше нравится, третьим кажется, что у них вообще нет никаких склонностей. Как справиться с этой проблемой, не испортив отношений в семье, и как сохранить нервы перед экзаменами? На наши вопросы ответила психолог центра «Гармония» Юлия Кашина.
Дайте возможность выбора
– Юлия Егоровна, расскажите, как научить ребенка принимать важные решения?
– Человек становится полностью ответственным и способным делать самостоятельный выбор лишь к двадцати одному году. Но, разумеется, принимать решения он может и раньше. А для этого учить брать ответственность на себя нужно с малых лет. Чем больше родители предоставляют ребенку возможность выбора, тем лучше он научится выбирать.
Главное, чтобы выбор соответствовал его возрасту. Не стоит спрашивать малыша, что он хочет учить: буквы или цифры. Не забывайте, что ведущая деятельность ребенка в пять лет – игра. Он может выбрать во что играть – в кубики или в машинки, поскольку здесь альтернативы ему понятны. Школьнику вполне по силам выбрать кружок, в который он хочет ходить. Родителям важно не навязывать свое мнение, а идти за интересом ребенка. Это повышает эффективность воспитания.
К сожалению, взрослые порой взваливают на ребенка груз непомерно тяжелого выбора. Например, заставляя выбирать между родителями в случае развода. Такая постановка лишь заставит ребенка избегать ситуаций выбора вообще. Они будут слишком тяжелы для него.
Сталкиваются с проблемой выбора дети, которые не привыкли выбирать, которых чрезмерно опекали, либо, наоборот, они чувствовали свою ненужность родителям. Тогда они и сами себе не нужны и идут по пути наименьшего сопротивления: куда все, туда и я. Таким детям нужна помощь профессионалов, например школьных психологов. Важно, чтобы психолог объяснял, для чего он проводит тесты по профессиональному ориентированию, и чтобы каждый ребенок мог ознакомиться с результатом. Наиболее эффективно это в девятом и десятом классах, в более раннем возрасте дети, как правило, не понимают важности тестов и относятся к ним как к развлечению.
– Что делать, если в семье на почве выбора будущего для ребенка возникают разногласия? Родители, например врачи, а подросток отказывается продолжать династию.
– Важно помнить, что с этим выбором жить ребенку, а не родителям. Да, быть может, в своей профессии родители смогут лучше ему помочь. Но давить на него, продвигая свое решение, не стоит. Подросток может взбунтоваться и сделать наперекор, даже если это не отражает его истинных стремлений. Поэтому лучше дать ему информацию о различных профессиях. И не нужно воспринимать неугодное вам решение как катастрофу.
Период с семнадцати до двадцати пяти лет – это время поиска себя. В семнадцать лет трудно определить, чем ты хочешь заниматься всю жизнь. А попробовав ту или иную специальность, молодые люди могут разочароваться в ней. Здесь важно не бояться перемен, современный мир позволяет изменить свое решение. Конечно, переводиться на другой факультет или в другое учебное заведение через пару лет учебы страшно. Кроме того, если родители платят за обучение, молодой человек чувствует обязанность продолжать учиться. Но не всех это останавливает. Бывает, что дети протестуют и бросают учебу. Если при этом молодой человек пойдет работать, чтобы затем выбрать ту профессию, которая ему больше подходит, то это выбор взрослого и сознательного человека. Если же он бросает учебу, чтобы затем ничего не делать, – это протест незрелого человека, который не хочет преодолевать трудности.
Менять профессию можно и после окончания вуза, например, выбрав магистратуру другого направления, какие-то курсы. Хорошо, если такие возможности видят и дети, и их родители. Тогда конфликтов будет меньше.
– Бывает, что родители в разводе и живут в разных городах. Отец предлагает окончившему школу ребенку переехать к нему, чтобы учиться в вузе, а мать не хочет отпускать, как тут быть?
– Это детские игры взрослых людей, от которых страдает их же ребенок. Если супружеские отношения закончены, то и все игры должны быть закончены. Родителям нужно договориться между собой. В ином случае дети, даже повзрослевшие, становятся заложниками этой ситуации, они не хотят расстраивать ни папу, ни маму, и для них это травма.
Задача родителей – перестать играть, определить, что будет лучше для ребенка. Если действительно в городе, где живет отец, есть вуз, в котором ребенок сможет получить достойное образование, соответствующее его склонностям, разумнее отпустить его. Мать должна поддержать ребенка и дать возможность отцу проявить заботу, устроить его в общежитие или к себе.
Верьте в своего ребенка
– Прежде чем перейти к новому этапу своего становления, школьникам нужно сдать выпускные экзамены. Как с наименьшими потерями подойти к ЕГЭ?
– В течение многих лет в школах идет планомерная, отработанная подготовка к ЕГЭ. С психологической точки зрения тестирование более комфортно, чем устная сдача, на которой труднее справиться с волнением: ты один на один с преподавателем и по вопросу должен вспомнить все. Кроме того, ученики четко знают, какой объем информации им понадобится, и морально готовятся именно к такой форме экзамена.
Подготовку лучше разбить на этапы, чередовать занятия и отдых: 20-30 минут поучил – 10 минут отдохнул. Большой объем информации усваивается хуже. Важно полноценно отдыхать, спать, гулять на свежем воздухе. Если нужно изучать информацию в интернете, необходимо следить за временем и стараться не отвлекаться на посторонние аспекты. Чем лучше школьник подготовится, чем больше у него знаний, тем меньше ему придется волноваться. Страх всегда вызывает незнание, белых пятен в своем образовании лучше не оставлять.
– А как себя должны вести родители?
– Во-первых, нужно верить в своего ребенка и не корить, если что-то не получается. Во-вторых, помогать ему справиться, но не делать за него. Нужно давать возможность проявить себя, самостоятельно преодолеть трудности.
Психологический настрой родителей отражается на настрое детей. Если подготовку к экзамену сопровождать фразами «Опять ты мало занимаешься, ты не сдашь, тебе не хватит времени выучить», то у детей формируется неуверенность и страх того, что действительно не получится. Хотя родители проявляют таким образом заботу, их высказывания направлены на негатив, а важно контролировать процесс с позитивом: «Вижу, что ты увлекся, давай вернешься к заданиям, ты поучишь и справишься, у тебя все получится».
Мария Конева