Как помочь ребенку взять ответственность за свою учебу?
В наше время многие родители стремятся обеспечить своим детям лучшее будущее, вкладывая массу времени и усилий в их учебу. Однако, если мы полностью берем на себя ответственность за учебу ребенка, переживаем из-за его оценок, то он сам может начать относиться к учебе поверхностно, считая, что любые проблемы или неудачи не его, а родителей. Некоторые дети так и говорят: «мы получили два» или «это не моя двойка, а мамина».
Как же быть в этой ситуации? Один из ключевых моментов - постепенно передавать ребенку ответственность за свое обучение. Вот несколько подходов, которые могут помочь в этом процессе:
- Установите ясные ожидания. Объясните ребенку, что его образование и успехи в учебе являются его личной ответственностью. Разъясните, что родители будут поддерживать и помогать, но самостоятельное участие ребенка является ключевым фактором.
- Откажитесь от микроуправления. Дайте ребенку возможность самостоятельно работать над своими учебными заданиями и проектами. Позвольте ему сделать ошибки и извлечь уроки из своих неудач. При этом оставайтесь поддерживающим и готовым помочь, если это необходимо.
- Учите своего ребенка организации и планированию. Показывайте ребенку, как составлять расписание, устанавливать приоритеты и делать планы учебы. Поощряйте его следовать этим планам и контролировать свои шаги.
- Предоставьте возможность сделать выбор. Позвольте ребенку принимать решения относительно своей учебы, такие как выбор кружков, участие в дополнительных занятиях или разработка собственных методов обучения. Это укрепит его чувство собственной ответственности.
- Поощряйте самооценку и внутреннюю мотивацию. Поддерживайте ребенка, поощряйте его усилия и успехи, независимо от оценок. Помогайте ему осознавать свои достижения и взращивать внутреннюю мотивацию к учебе.
Важно помнить, что передача ответственности за учебу происходит постепенно и требует терпения и поддержки со стороны родителей.
«А что, если он забудет сделать уроки?», «а что, если он получит плохую оценку?», «а что, если он забудет что-то положить в портфель?», «а что, если он будет двоечником?»… Важно, чтобы родители справлялись со своими собственными страхами и тревогами. Если родитель не может справиться с этими чувствами, он может начать еще сильнее контролировать и прессинговать. Как здесь быть? Искать помощь. Если родители сильно переживают из-за школьных оценок ребенка, может быть полезно обратиться к педагогам или психологам для поддержки и консультации.
Бывает, что родители переживают и волнуются о школьных оценках ребенка, больше для самих себя, чем для ребенка. Возможные причины:
- Стремление к успеху. Родители могут хотеть, чтобы их ребенок достигал высоких результатов, чтобы иметь уверенность в его будущем успехе. Они могут беспокоиться, что низкие оценки могут ограничить возможности ребенка в будущем.
- Сравнение с другими. В наше время многие родители часто сталкиваются с давлением общества и ожиданием, что их ребенок должен быть лучше всех остальных. Родители могут сравнивать своего ребенка с другими детьми и их оценками.
- Проекция личных неудач. Родители могут проецировать свои собственные неудачи и разочарования на своего ребенка. Они могут видеть школьные оценки как подтверждение своих собственных неуспехов в жизни.
Чтобы исправить эту ситуацию, следует:
- создать открытую и поддерживающую обстановку для общения с ребенком. Диалог и понимание между родителями и ребенком могут помочь разрешить конфликты и страхи, связанные с оценками.
- прояснить ожидания относительно успехов своего ребенка. Каждый ребенок разный, и важно признавать его индивидуальные способности и стремления.
- обратить внимание на процесс, а не только на результаты. Родители могут сосредоточиться на том, как ребенок учится и какие усилия он прикладывает, а не только на итоговых оценках. Важно поддерживать стремление ребенка к обучению и развитию.
- искать помощь, если это необходимо. Может быть полезно обратиться к педагогам, психологам для поддержки и консультации.
Важно помнить, что доброжелательная и поддерживающая реакция со стороны родителей поможет создать благоприятную обстановку для ребенка и его учебных успехов.
Денисова Анна Александровна
педагог-психолог МКУ ЦППМСП «Гармония»