Как правильно давать обратную связь для улучшения учебного процесса

28 апреля 2025

Обратная связь в образовательном контексте представляет собой информацию, которую один участник процесса (преподаватель, ученик или одноклассник) предоставляет другому для того, чтобы помочь понять, что хорошо сделано, а что требует улучшения.

Она позволяет:

  • Оценивать прогресс. Обратная связь помогает ученикам понять, насколько они продвигаются в обучении и где им нужно сосредоточить усилия.
  • Улучшать навыки. Конструктивная критика может помочь в развитии определенных навыков и умений.
  • Укреплять мотивацию. Положительная обратная связь вдохновляет учащихся и укрепляет их уверенность в себе.

Как правильно давать обратную связь

Для того чтобы обратная связь была полезной, следует придерживаться нескольких принципов:

  1. Будьте конкретными
    Обратная связь должна содержать конкретные примеры. Вместо того чтобы говорить: «Вы сделали это плохо», укажите на конкретные моменты, которые нуждаются в улучшении: «В вашем эссе недостаточно раскрыта тема, стоит подробнее остановиться на ключевых аргументах».
  2. Используйте «я-сообщения»
    Формулируйте свои комментарии от первого лица. Например, «Я заметил, что в вашем выступлении недостаточно структурированная аргументация». Это поможет избежать обвинительного тона и создаст более положительное отношение.
  3. Сбалансируйте положительное и отрицательное
    Старайтесь давать обратную связь, которая включает как положительные, так и отрицательные моменты. Это позволит ученику чувствовать себя менее защищенным и лучше воспринимать критику.
  4. Намечайте пути улучшения
    Помимо указания на недостатки, важно предложить пути их устранения. Например, можно рекомендовать изучение дополнительных материалов.
  5. Создайте доверительную атмосферу
    Обратная связь будет более восприимчивой, если обучающиеся чувствуют себя в безопасности и доверяют преподавателю. Работайте над созданием открытой и поддерживающей образовательной среды.

Правильная обратная связь — это не просто указание на ошибки, а мощный инструмент для развития, поддержки и мотивации учащихся. Она помогает видеть не только, где есть трудности, но и как двигаться вперёд, сохраняя уверенность в своих силах.

Во второй части мы поговорим о том, как правильно принимать обратную связь — ведь умение услышать, понять и использовать рекомендации не менее важно для личностного и профессионального роста!

Чернова Виктория Дмитриевна
педагог-психолог МКУ ЦППМСП «Гармония»

form-close

Форма обращений

form-icon