Как вести себя с гиперактивным ребенком (рекомендации для родителей)
С каждым годом растет количество обращений родителей к психологам по проблемам воспитания гиперактивных детей в возрасте 5-12 лет. Их беспокоит невнимательность и неусидчивость ребенка на занятиях и в повседневной жизни, легкая отвлекаемость, забывчивость, импульсивность, неспособность ребенка самому организовать себя на выполнение задания. По мнению родителей, их дети не слышат, когда к ним обращаются.
Родителям при взаимодействии с гиперактивными детьми необходимо знать, что:
- Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Дисциплинарное воздействие в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не улучшит, а скорее ухудшит поведение ребенка. Поведение гиперактивного ребенка это не результат дурного характера или неподходящего темперамента, упрямства, которое нужно побороть, а вполне вероятно, что это особенности психики ребенка, обусловленные нарушениями деятельности нервной системы ребенка. Поэтому консультация детского невролога не будет лишней, а в некоторых случаях необходима.
- Для изменения поведения ребенка, родителям тоже необходимо менять свое поведение и отношение к ребенку.
- Для гиперактивного ребенка очень важна стабильность и четкие правила во всем. Установите твердый распорядок дня для ребенка, учите его четкому планированию времени и своей деятельности; определите для ребенка четкие рамки поведения: что можно и что нельзя и твердо придерживайтесь их.
- Уделяйте ребенку достаточно внимания,
- Стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;
- Проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;
- Избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой - завышенных требований к ребенку;
- В отношениях с ребенком старайтесь придерживаться “позитивной модели”. Придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи. Помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, в силу низкого порога чувствительности к отрицательным стимулам, но чувствительны к поощрениям. Если возникает необходимость наказать ребенка, то лучше это делать через лишение удовольствия, лакомства, привилегий; запрета на приятную деятельность и т.д.
- Не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев, так как в памяти и внимании он может удержать только одно-два действия. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить. Например, собери свои игрушки или садись делать уроки. Повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию. Например, используйте картинки с изображением тех действий, которые должен выполнить ребенок.
- Не позволяйте ребенку начинать новое дело, не доделав предыдущее, не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
между выполнением заданий, особенно требующих концентрации внимания, ребенку необходимо давать перерыв для отдыха. - Организуйте ребенку место для занятий с минимальным количеством отвлекающих факторов (например, различных плакатов, фотографий на стене или телевизора и т. д.).
- Оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач, особенно в вечернее время перед сном;
- Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Прогулки на свежем воздухе, занятия спортом помогут в этом.
И помните, что личный пример родителей лучший воспитатель. Если родитель умеет организовывать свою деятельность, справляться со своими эмоциями, то и ребенок, какой бы он гиперактивный не был, будет стараться исправлять свои ошибки в поведении.
Шевлякова Татьяна Викторовна
педагог-психолог МКУ ЦППМСП «Гармония»