Критика ребёнка: когда родителю стоит вмешаться?
Каждый родитель хотя бы раз оказывался в ситуации, когда на его ребенка начинает повышать голос кто-то посторонний — будь то другой взрослый на детской площадке, в магазине или в общественном транспорте. В этот момент родитель сталкивается с дилеммой: вмешаться и защитить ребенка или пустить ситуацию на самотек?
Когда стоит вмешаться?
- Агрессивная или унизительная форма критики. Ребенок не должен подвергаться эмоциональному давлению или оскорблениям, которые могут нанести вред его самооценке.
- Неправомерная критика. Если посторонний человек критикует ребенка без понимания контекста, особенно если поведение ребёнка связано с особенностями развития.
- Ребенок не может защитить себя. Вмешательство родителя поможет ему почувствовать защиту и поддержку.
Когда лучше не вмешиваться?
- Критика справедлива и конструктивна. Если замечание со стороны постороннего обоснованное это может стать полезным уроком.
- Критика подана в уважительной форме. Это учит ребенка воспринимать конструктивную критику без эмоциональных всплесков.
- Ребенок способен сам справиться с ситуацией. Такой опыт поможет развить уверенность и самостоятельность в общении с окружающими
Главное — помнить, что в ваших действиях должна быть гармония между защитой ребенка и умением предоставить ему свободу для самостоятельного принятия решений.
Ваша задача — показать ребенку, что он всегда может рассчитывать на вас, но в то же время вы учите его ответственности за свои поступки.
Денисова Анна Александровна
педагог-психолог МКУ ЦППМСП «Гармония»