Легко ли быть подростком?

31 марта 2014

– Каковы особенности этого возраста?

– Часто он характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, внутренней дисгармонией. Подросток больше обращает внимание на окружающих. Разделяются мир внутренних переживаний и объективная действительность.

– Есть ли симптомы кризиса?

– Один из них – негативизм. Ребенок становится склонным к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно он испытывает внутреннее беспокойство, стремление к одиночеству. У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается в 14-16 лет.

– Как вести себя родителям?

– Самое главное – найти равновесие между терпимостью и контролем. Нельзя слишком опекать или, наоборот, все позволять — последнее может восприниматься как безразличие. Мы должны принять тот факт, что наше дитя может быть счастливо не только с нами.

– Непросто смириться с тем, что родной человек отдаляется…

– И все же придется постепенно ослаблять надзор и менять правила. Можно разрешать подростку задерживаться на улице на час-другой после уроков, затем предоставлять ему целый свободный вечер, но четко договариваясь о времени возвращения домой. Твердо выскажите несогласие, если подросток нарушит договоренность, но при этом дайте ему шанс на вторую попытку. Помогите ему научиться уважать других людей, тогда он будет чувствовать уважение к себе.

– Что такое подростковая субкультура?

– У детей появляется потребность принадлежать к какой-то группе, где свои нормы, стиль общения, одежды, интересы, взгляды, предпочтения. Это панки, металлисты, готы, эмо. Как правило, в эти группы входят дети, воспитывающиеся в неблагоприятной семейной обстановке, где нет близких, доверительных отношений с родителями.

– Что надо знать родителю о подростковом суициде?

– Некоторые специалисты пишут о том, что в 90 процентах случаев ребенок пытается привлечь к себе внимание. Среди причин суицида выделяют семейные конфликты и неблагополучие, насилие и бестактное поведение взрослых, конфликты с учителями или ровесниками, черствость и безразличие окружающих. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые дети. Своевременная психологическая поддержка, участие помогли бы избежать трагедии. Взрослым надо быть терпимыми к детям, не оставлять их наедине со своими, уже «недетскими», проблемами.

– Для родителей, конечно, очень важно иметь хороший контакт с классным руководителем и школьным психологом…

– Задача взрослых – помочь ребенку выстроить отношения с другими людьми. Предварительно школьный психолог должен провести диагностическое обследование личности подростка, затем вместе с классным руководителем составить программу работы, направленную на развитие самопознания, самовоспитания, на создание системы ценностей, на построение своей личности. Процесс этот длительный и систематический.

– Светлана Васильевна, каким вы видите современного подростка?

– В ходе бесед и опросов большинство ребят отмечает, что школа не делает их счастливыми, мало кто из них переживает там счастливые минуты. Они считают, что в школе не создаются условия для укрепления здоровья учащихся, недостаточное внимание уделяется и патриотическому воспитанию.

Среди шести-семиклассников наблюдается выраженная инфантильность у мальчиков, склонность к демонстративным проявлениям взрослости у девочек, снижена учебная мотивация, даже возникают тенденции к экстремальному поведению.

В этом возрасте общение со сверстниками становится приоритетом. Нетактичное вмешательство взрослого в эти отношения вызывает обиду, протест. Неблагополучие в отношениях с одноклассниками порождает у подростка тяжелые переживания и расценивается им как трагедия.

– Как распределяются «роли» в группе?

– Одни ребята стремятся «завоевать авторитет», всеми средствами привлечь к себе внимание: нарочно нарушают требования взрослых, правила поведения, другие — паясничают, кривляются, у третьих появляется тревожная настороженность по отношению к сверстникам, стремление их избегать.

Группировки в классе, во дворе не всегда мирно сосуществуют, и взрослым очень трудно заинтересовать таких детей совместной деятельностью.

Отметим, что классный коллектив не оказывает существенного влияния на формирование социального поведения. Подросткам родители и педагоги часто ограничивают свободу действий, не учитывают их возрастающие потребности в самоутверждении, и тогда они пытаются сделать это посредством курения, алкоголя, нецензурной брани, физического подавления слабых. Не соответствующий требованиям группы становится аутсайдером. Если он начинает завоевывать авторитет у педагогов хорошей учебой, это вызывает его дополнительную изоляцию.

Как правило, в этом возрасте заметно падает успеваемость. Бывает, что целые классы прогуливают уроки. Так случается при несоответствии групповым стандартам, это означает страх социального одиночества.

– Вы сказали, что подростковый возраст является благоприятным для формирования социальных навыков?

– Непререкаемым авторитетом для многих подростков становится мнение сверстников. Это относится к манере одеваться, говорить, выбору друзей, времяпрепровождению… Не каждый может сопротивляться групповому влиянию, отвергать вредные привычки.

Влияние родителей на формирование социальных навыков велико. К сожалению, большинство из них много работает и полностью выполнять свои обязательства в отношении детей не в состоянии.

Велико влияние и средств массовой информации, в особенности телевидения, Интернета, глянцевых журналов.

– Но они должны пройти этот путь взросления.

– «Строить себя» непросто. Родителям важно не потерять контакта с взрослеющими детьми. Главное – любите их, будьте ненавязчивыми, но и внимательными.

Людмила Кутыкина

Статья

form-close

Форма обращений

form-icon