Особенности консультирования родителей будущих первоклассников

30 марта 2018

ОСОБЕННОСТИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Базарова С.В.
педагог-психолог МКУ ЦППМСП «Гармония» г. Курск

Статья опубликована в сборнике Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Психолого-педагогические проблемы развития ребенка в современных социокультурных условиях» 29-30 марта 2018 года. Курск. ОГБОУ ДПО «КИРО».

Как показывает практический опыт консультативной деятельности специалистов Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Гармония», при поступлении детей в школу родители стараются получить консультацию психолога. Часто приходится сталки­ваться с различными запросами родителей: отдавать ли «хорошо развитого» ребенка шести с половиной лет в первый класс или подождать ещё год? Отдавать ли физически ослабленного ребенка семи лет в школу? Что делать с детьми, достигшими школьного возраста, но совершенно не готовыми к обучению? Где и как учиться одаренному, способно­му ребенку? и т.д.

Задачей психолога в ходе консультации является информирование родителей о закономерностях психического развития ребенка и специфики перехода от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту. Оптимальный вариант консультирования родителей - взаимодействие на равных, принятие родителя и ребёнка. Основной метод психологического консультирования родителей - интервью. Приёмы слушания: активное эмпатическое слушание, выяснение, перефразирование, отражение чувств, резюмирование. В качестве методов психологического воздействия используются: интерпретация, директива (указание), совет (информация), самораскрытие, обратная связь, логическая последовательность (в соответствии с формулой «если…то»), воздействующее резюме.

Большой объем информации для психолога даёт наблюдение за ребёнком во время консультации с использованием в качестве инструментария «Психологический портрет дошкольника» [2].

Особое внимание родителей психолог обращает на тот факт, что поступление в школу связано с физиологическим кризисом – кризисом 7 лет. Как считает Л.И. Божович кризис 7 лет – это период рождения социального «Я» ребёнка. Он открывает для себя значение новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением высокоценимой взрослыми учебной работы [1].

В ходе индивидуального консультация психолог знакомит родителей с критериями готовности дошкольника к обучению в школе и предлагает оценить их степень развития у собственного ребенка. Это прежде всего: хорошо развитые познавательные способности (восприятие, мышление, память, внимание, речь, воображение); развита мелкая моторика руки; способность к длительному (15-20 минут) со­средоточению; сообразительность; любознательность; начальные навыки чтения, письма, счёта; физическая ловкость; волевые качества (способность выполнять не только привлекательную работу); организованность, аккуратность; дружелюбие, умение общаться с другими детьми и со взрослыми. Родители должны прилагать максимум усилий для того, чтобы сформировать в детях эти качества, потому что они станут залогом их успешной учёбы в дальней­шем.

Родителям нельзя забывать о том, что к моменту поступле­ния в школу почти каждый ребёнок должен иметь учебную мотивацию. На вопрос: «Хочешь ты учиться в школе?» возможны следующие ответы: 1) ребёнок очень хочет в школу; 2) ребёнок не хочет идти в школу; 3) отсутствие мотивации. Для родителей это самая первая возможность узнать сформирована у ребёнка мотивация к обучению или нет.

У будущего первоклассника должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать своё поведение. Если ребёнок не посещает в дошкольное образовательное учреждение, то психологи советуют пройти предшкольную подготовку в условиях учреждений дополнительного образования г. Курска.

Психолог советует родителям систематически проходить плановые обследования детей различными специалистами, чтобы своевременно получить лечение. Если у ребёнка имеются речевые нарушения, то психолог советует заниматься с логопедом перед школой, так как дефекты речи могут за­труднять овладение грамотой. Родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, требуется комплексная помощь специалистов по развитию и обучению: дефектолога, логопеда, клинического психолога.

В ходе консультации психолог обращает внимание родителей на необходимость ежедневно заниматься интеллектуальным развитием ребенка.

Самое главное, родители не должны пугать ребёнка школой, например «вот пойдешь в школу, там тебе покажут». Для будущего школьника такие угрозы могут впоследствии привести как к неврозам, так и к снижению учебной мотивации.

По запросам родителей, психологи Центра проводят углубленную психолого-педагогическую диагностику готовности к школьному обучению. По результатам диагностики, по заявлению и договору от родителей, организуются коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие познавательных процессов и компенсацию нарушений в эмоционально-волевой сфере. Если такая работа проводится систематически за 6 - 9 месяцев до поступления ребенка в школу и вовремя выявляются слабые стороны в его развитии, то можно утверждать, что ребёнок будет подготовлен к школе.

Литература:

  1. 1. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968.
  2. 2. Волков Б.С., Волкова Н.В. «Как подготовить ребенка к школе?» М., 2004.
form-close

Форма обращений

form-icon