Помощь подростку при самоповреждающем поведении
Последнее время довольно часто приходится слышать о такой проблеме, как порезы, которые подростки наносят сами себе. Это поведение называется самоповреждающим и требует к себе особого внимания.
Почему возникает самоповреждающее поведение
В подростковом возрасте развитие внутреннего мира человека может сопровождаться огромными эмоциональными потрясениями. С одной стороны, подросток смотрит на мир уже не так как ребенок, с другой стороны, у него еще недостаточно личного опыта, чтобы учитывать множество аспектов происходящих вокруг ситуаций, событий, явлений и т. д.
Исследования, проводившиеся на тему самоповреждений, показывают, что в формировании данной модели поведения участвует не один-два, а целый ряд факторов, которые в комплексе дают предрасположенность к такому занятию. Нужно отметить, что подобное поведение случается не только у подростков, а у людей разных возрастов, но у подростков оно наблюдается чаще.
Основной причиной самоповреждений является неумение человека справиться со своими чувствами другим способом. Одним из запускающих механизмов может быть наличие такого образца поведения в группе сверстников.
Что делать родителям
Родители могут не сразу заметить, что ребенок наносит себе порезы, т. к. подростки стараются, как правило, не афишировать подобные действия. Наоборот, скрывают следы от порезов так, чтобы не было видно под одеждой, могут объяснять случайными травмами, особенностями кожи.
Сам факт нанесения порезов свидетельствует о наличии душевной боли и сигнализирует о том, что человеку нужна помощь. В то же время, подступиться к ребенку, чтобы поговорить о его переживаниях, бывает не так просто. Подростки зачастую не готовы впускать в свой внутренний мир, хотя при этом и хотят, чтобы их услышали. Им самим бывает сложно понять и уж тем более выразить, что с ними происходит.
Если родители терпеливы и готовы понять ребенка, то установить диалог будет легче. Нужно постараться без обвинений и претензий со стороны родителей поговорить «по душам». И конечно обратиться к специалисту.
Ленешкина Татьяна Александровна
педагог-психолог МКУ ЦППМСП «Гармония»