Причины школьной неуспеваемости младших школьников. Часть 1

16 апреля 2025

Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения.

По мнению специалистов различного профиля (педагогов, неврологов, психологов и других) существует определенная взаимосвязь между успешным обучением школьников, с одной стороны, и уровнем их психического развития с другой.

Выделяют следующие показатели психологической незрелости детей, поступающих в школу: слабое речевое развитие; неразвитость тонкой моторики; неправильное формирование способов учебной работы (испытывают трудности, связанные с усвоением правил); низкий уровень развития произвольного внимания, памяти и самоконтроля.

Одной из главных причин школьной неуспешности являются неврологические нарушения у детей, наиболее часто возникающие в процессе родов. Часто среди таких детей встречаются задержки психического развития разного происхождения и «очаговые» (локальные) поражения центральной нервной системы, которые ведут к стойким нарушениям письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия).

Каковы педагогические причины школьной неуспеваемости?

  1. Несоответствие интеллектуальной сферы ребёнка и системы обучения в школе. Родители хотят, чтобы ребенок учился в гимназии или лицее, образовательная программа которых не всегда соответствуют особенностям психического развития и состоянию их здоровья.
  2. Конфликтная ситуация между учителем и учеником.
  3. Отсутствие мотивации учения. У ребёнка неправильно сформировалось отношение к образованию, он не понимает его общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности.
  4. Большое количество пропусков в связи с болезнью ребенка, в результате он плохо воспринимает учебный материал.
  5. Низкие познавательные способности или отсутствие способностей у школьников к тому или иному предмету.
  6. Неблагополучная семья. Отсутствие нормальных домашних условий для работы и отдыха может привести к тому, что у ребёнка пропадёт интерес к учёбе и появляются пробелы в знаниях.
  7. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности и поведение, противоречащее требованиям школы, общества.

Если у ребенка наблюдается один из признаков школьной неуспеваемости, то необходима консультация врача, психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога. Таким детям рекомендуют пройти психолого-педагогическую комиссию (ПМПК), чтобы вовремя выявить нарушения и подобрать адаптированную образовательную программу, а также получить рекомендации по особым условиям обучения и воспитания.

Вторая часть статьи будет посвящена рекомендациям для родителей по профилактике неуспеваемости.

Базарова Светлана Васильевна
педагог-психолог МКУ ЦППМСП «Гармония»

form-close

Форма обращений

form-icon