Причины школьной неуспеваемости младших школьников. Часть 1
Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения.
По мнению специалистов различного профиля (педагогов, неврологов, психологов и других) существует определенная взаимосвязь между успешным обучением школьников, с одной стороны, и уровнем их психического развития с другой.
Выделяют следующие показатели психологической незрелости детей, поступающих в школу: слабое речевое развитие; неразвитость тонкой моторики; неправильное формирование способов учебной работы (испытывают трудности, связанные с усвоением правил); низкий уровень развития произвольного внимания, памяти и самоконтроля.
Одной из главных причин школьной неуспешности являются неврологические нарушения у детей, наиболее часто возникающие в процессе родов. Часто среди таких детей встречаются задержки психического развития разного происхождения и «очаговые» (локальные) поражения центральной нервной системы, которые ведут к стойким нарушениям письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия).
Каковы педагогические причины школьной неуспеваемости?
- Несоответствие интеллектуальной сферы ребёнка и системы обучения в школе. Родители хотят, чтобы ребенок учился в гимназии или лицее, образовательная программа которых не всегда соответствуют особенностям психического развития и состоянию их здоровья.
- Конфликтная ситуация между учителем и учеником.
- Отсутствие мотивации учения. У ребёнка неправильно сформировалось отношение к образованию, он не понимает его общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности.
- Большое количество пропусков в связи с болезнью ребенка, в результате он плохо воспринимает учебный материал.
- Низкие познавательные способности или отсутствие способностей у школьников к тому или иному предмету.
- Неблагополучная семья. Отсутствие нормальных домашних условий для работы и отдыха может привести к тому, что у ребёнка пропадёт интерес к учёбе и появляются пробелы в знаниях.
- Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности и поведение, противоречащее требованиям школы, общества.
Если у ребенка наблюдается один из признаков школьной неуспеваемости, то необходима консультация врача, психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога. Таким детям рекомендуют пройти психолого-педагогическую комиссию (ПМПК), чтобы вовремя выявить нарушения и подобрать адаптированную образовательную программу, а также получить рекомендации по особым условиям обучения и воспитания.
Вторая часть статьи будет посвящена рекомендациям для родителей по профилактике неуспеваемости.
Базарова Светлана Васильевна
педагог-психолог МКУ ЦППМСП «Гармония»