Рекомендации родителям по оказанию помощи подросткам в кризисных ситуациях

03 апреля 2025

Кризисные ситуации - это непросто негативные события, это моменты когда человек сталкивается с необходимостью изменений в своей жизни. Чаще всего кризисные ситуации обусловлены изменениями в естественном жизненном цикле или травмирующими событиями.

Сам подростковый возраст уже является кризисным. В этом период происходит физиологическая перестройка организма, меняется мышление, поведение, общение.

Подростковый возраст – это переходный возраст между детством и взрослостью. Подростки уже не дети, но еще и не взрослые. Они осваивают новый для них мир и новые отношения и, в силу отсутствия определенного опыта, встречаются с кризисными ситуациями, которые им непонятны и незнакомы. Для них любая ситуация, которая переживается ими как неразрешимая, может стать кризисной. Например, конфликт со сверстниками, буллинг, неразделенная любовь, сложные отношения с родителями, тяжелая жизненная ситуация, связанная с потерями близких людей или болезнью.

Что делать, если ваш ребёнок переживает кризисную ситуацию:

  1. Постарайтесь сохранить доверительные отношения со своим ребенком. Если доверительных отношений нет или они нарушены, постарайтесь восстановить их. Это важно, чтобы ваш ребенок мог поделиться с вами тем, что с ним происходит, своими мыслями и чувствами. Ведь именно невысказанные или непонятые эмоции зачастую толкают на необдуманные действия, поэтому очень важно открыто поговорить с подростком, находящимся в кризисной ситуации.
  2. Если у вашего сына или дочери возникнет желание поговорить с вами о своей ситуации, отложите все дела и выслушайте. Не отвлекайтесь, не торопите подростка.
    Ведите беседу так, как будто вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.
  3. Если такого желания не возникает, а вы видите изменения в поведении и эмоциональном состоянии вашего ребенка, не бойтесь спросить его «Что случилось?». Если он не хочет об этом разговаривать, не стоит настаивать, давить. Лучше просто скажите, что вы рядом и он может поговорить с вами, когда почувствует в этом необходимость.
  4. Общайтесь с подростком как равный, а не как старший. Позиция общения «сверху» может оттолкнуть его и откровенного разговора о проблемах не получится.
  5. Постарайтесь увидеть и почувствовать ситуацию глазами вашего ребенка. Не обесценивайте происходящее с подростком, какой бы пустяковой для вас ситуация не казалась. Для него это серьезная проблема.
  6. Обращайте внимание не только на факты, о которых говорит ребенок, но и на чувства, которые он испытывает.
  7. Выражайте поддержку способами, близкими и понятными именно вашему ребёнку (это могут быть ободряющее слова, объятия, совместные занятия, похвала и др.).
  8. Обсудите какой выход он видит из сложившейся ситуации. Поделитесь своим опытом решения сложных ситуаций.
  9. Научитесь сами и научите вашего ребенка навыкам регуляции эмоционального состояния в сложных, критических для него ситуациях. Это могут быть, например, дыхательные методики, физические упражнения и активные виды спорта.
  10. Часто подростки скрывают свои переживания и проблемы от родителей, считая, что уже взрослые и могут справиться сами. Постарайтесь общаться с друзьями ребенка, их родителями, учителями, чтобы вы могли обладать большей информацией о происходящих ситуациях в жизни вашего ребенка и вовремя помочь ему.
  11. Если вы испытываете сложности в оказании помощи вашему ребенку, находящемуся в кризисной ситуации, обращайтесь на консультацию к специалистам. В зависимости от ситуации это может быть психолог, психиатр, невролог и т.д.
  12. Расскажите своему ребенку об общероссийском телефоне доверия 8-800-2000-122 или 124, на который он может позвонить в любое время суток и получить анонимно и бесплатно психологическую помощь.

Будьте внимательны к своим детям! Старайтесь сохранять с ними доверительные отношения и эмоциональную связь. Формируйте у них здоровую самооценку и коммуникативные навыки. Это поможет им справиться с кризисными ситуациями, возникающими в их жизни

Шевлякова Татьяна Викторовна
педагог-психолог МКУ ЦППМСП «Гармония»

form-close

Форма обращений

form-icon