Решение и профилактика буллинга. Рекомендации педагогам
Ежегодно большое количество детей подвергается буллингу в школе. К сожалению, многие педагоги и родители не всегда замечают, что на самом деле происходит с детьми или путают буллинг с простым конфликтом.
Буллинг – это всегда преднамеренное, осознанное насилие в той или иной форме, проявляющееся системно, постоянно и направленно на одного и того же человека.
Пытаясь справиться с буллингом в школе, педагоги часто совершают ряд типичных ошибок:
- ожидают, что все пройдет само собой;
- путают буллинг с непопулярностью;
- считают буллинг проблемой жертвы;
- пытаются у агрессора вызвать чувство жалости к жертве.
Проблема буллинга это не только проблема двух лиц (жертвы и агрессора) , это проблема всего класса, каждый член которого играет свою роль. И работу по преодолению буллинга надо вести со всем классом!
Шаги и принципы преодоления буллинга:
- взрослым необходимо назвать и признать проблему. Признание наличия проблемы - первый шаг к ее решению;
- дать однозначную оценку. Нужно дать и понять, что вы знаете, что происходит, что не намерены с этим мириться и обозначить травлю как болезнь группы;
- активизировать моральное чувство и сформулировать выбор. Задача – вывести их из «стайного» азарта в осознанную позицию, включить моральную оценку происходящего.
- сформулировать позитивные правила жизни в классе и заключить контракт;
- поддерживать позитивные изменения в классе;
- гармонизировать иерархию. Признак гармоничной групповой иерархии – отсутствие жестко закрепленных ролей «лидеров» и «массовки», гибкое перетекание ролей;
- развивать социальный интеллект у детей.
Взрослым надо помнить, что решение проблемы буллинга в классе (группе), в первую очередь зависит от них и их позиции, от системы правил и ценностей принятых и транслируемых детям, от их внимания и желания решить эту проблему.
Шевлякова Татьяна Викторовна
педагог-психолог МКУ ЦППМСП «Гармония»