Школьное насилие (рекомендации педагогам, родителям)

25 февраля 2016

Школьное насилие бывает эмоциональным (насмешки, присвоение кличек, необъективные оценки со стороны учителя, отвержение, изоляция, с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят сидеть с ним за одной партой, не приглашают на дни рождения) и физическим (избиение, подзатыльники, порча и отнятие вещей). Учителям важно следить за тем, чтобы вольно или невольно самим не спровоцировать насилие. Иногда бывает достаточно брошенной вскользь реплики: «Скажите спасибо Иванову, из-за которого весь класс остался без перемены», чтобы началась травля ребенка.

Психологи советуют

Педагогам:

1. Назовите вслух то, что происходит в классе. Если кого-то из детей намеренно доводят до слез, дразнят, отбирают (прячут, портят) его вещи, толкают, бьют, подчеркнуто игнорируют – это травля, насилие. Скажите об этом детям прямо. Иногда этого бывает достаточно, чтобы насилие прекратилось.

2. Объясните ученикам: то, что происходит, - проблема всего класса, а не личная неприязнь двух-трех человек. Это болезнь, которая может поразить класс и даже школу. Такой разговор поможет детям сохранить лицо и, что особенно важно, снимет противопоставление между жертвами, обидчиками и свидетелями.

3. Настаивайте: подобное поведение, недопустимо ни при каких обстоятельствах. Не спорьте о фактах, не выясняйте, кто и что именно сделал. Но помогите детям понять, что с ними происходит и что чувствуют другие люди, когда их обижают, унижают.

4. Вместе с учениками сформулируйте правила жизни в классе: «У нас никто не выясняет отношения кулаками», «У нас не оскорбляют друг друга», «У нас не смотрят спокойно, когда двое дерутся, - их разнимают». Для детей постарше правило может звучать так: «Если я вижу, что задеваю и обижаю человека, я немедленно прекращаю делать это». Обговорите санкции, которые должны последовать за нарушением этих правил. Тогда в дальнейшем бывает достаточно просто напомнить о договоренностях.

5. Поддерживайте атмосферу взаимопонимания в классе. Давайте детям почувствовать, что ее создание – это их общее дело и совместная победа.

6 .Школьная атмосфера культивируется и контролируется именно взрослыми, которые отвечают за то, что происходит в школе. Помните, что ничто так не меняет детей, как общее дело. Это может быть групповая работа в классе (выполнение проектов), театральная постановка или совместные поездки и походы. Главное, чтобы каждый ребенок участвовал по-настоящему.

Родителям:

- Необходимо разговаривать с детьми о самом важном для них (в разном возрасте это разные темы), пояснять, спорить, давать им высказываться и внимательно слушать детей для того, чтобы научить их самостоятельно разрешать конфликты и отстаивать свою позицию словами, а не кулаками.

- Стараясь помочь ребенку достойно защититься от насмешек и нападок, родители должны знать причины, по которым дети 7-12 лет дразнят друг друга. Чаще всего это желание продемонстрировать себя и испытать одноклассника на прочность.

- Некоторым детям нравится манипулировать эмоциями других. Они часто обзывают и преследуют тех, кто легко выходит из себя. Учите сына или дочь брать паузу: как бы ни было обидно, нужно, глубоко вздохнув, сосчитать про себя до десяти и, лишь успокоившись, ответить обидчику.

- Наконец, с помощью дразнилок дети высмеивают ябедничество, жадность, хамство, плаксивость. Если подобные высказывания справедливы в отношении вашего ребенка, помогите ему изменить поведение – в данном случае это лучшая для него стратегия.

Педагог-психолог МКУ ЦППМСП «Гармония» Разенкова В.И.

Напечатано в газете «Городские известия» №24 от 25.02.2016г.

form-close

Форма обращений

form-icon