Слышать детей - сохранить им психологическое здоровье
Репетиторы, баллы, оценки, ЕГЭ, даже зачисления в ВУЗЫ остались позади у выпускников школ России. В обучение и образование вкладывают финансы родители, силы и ресурсы – педагоги. В какой ситуации это оправдано? В первую очередь в той, если участники образовательного процесса сохранили психическое здоровье. Сколько угодно можно вкладывать в ребенка образования, но если он сляжет с депрессией или его будут мучить неврозы, тревога, неуверенность в себе, проблема здоровья выходит на первое место. И смысл в высоких баллах? Очевидность психологической устойчивости, умения восстанавливаться и способность выдерживать стресса, неоспорима. Это самые необходимые качества в быстро меняющемся мире.
Сегодня хочу обратиться к коллегам и родителям подростков с вопросом: слышим ли мы своих взрослеющих детей? О чем они говорят? О чем хотят сказать? Находимся ли мы - взрослые с ними в диалоге? Давайте вместе будем честно отвечать.
Они говорят о себе, занимаются собой. И должны это делать. Они думают о том, какой я? Чем я отличаюсь от всех остальных? Они думают о себе, о задачах своего развития. И! Они хотели бы, чтобы мы говорили тоже о них, об изменениях, которые в них бурно идут. И что же, мы? К сожалению, мы говорим, что они должны и что не должны делать. Ставим рамки, сужаем границы, диктуем готовые рецензии. На любую их идею, предложение или вопрос у нас есть сотни “ценных” советов и рекомендаций. Мы доносим до подростков свою точку зрения. Получается, мы лучше знаем, что им нужно. И запираем их в этом. Мы разговариваем не с заинтересованностью и уважением. Мы не находимся в диалоге. Эта манера их не устраивает. Они в итоге: не имеют возможности поделиться, и оказываются очень одиноки.
Наши взрослеющие дети много думают о том, как устроен этот мир, о ценностях и противоречиях сегодняшнего дня. Что правильно? Что не правильно? О справедливости. Что я хочу? Чего я не хочу? И, в общем-то, они хорошо к нам относятся. Они любят нас на самом деле…
Из опыта своей работы с педагогическим составом школ города и родителями могу заметить, что мы – взрослые много хотим от них. Лучше знаем о многом. У нас на них есть свой собственный проект. И главное! Мы очень тревожны. Может, стоит поработать с собственными подходами установками и почаще рефлексировать в отношении подростков и детей.
Слышать. Слушать. Наблюдать. Узнавать. Быть рядом. Быть на одной волне. Так мы сохраним им психическое здоровье. И свое тоже!
Творогова Наталья Альбертовна
социальный педагог МКУ ЦППМСП «Гармония»